г. Киев
пр. Московский 8, офис 316

тел.: (044) 237-18-47
Главная Наши работы Вопрос - Ответ Контакты

Назад к архитектуре

Есть ли выход из создавшегося положения? Ответ Отла Айхера звучит так: «быть тем, чем ты кажешься, и казаться тем, что ты есть». Эту формулу можно критиковать как слишком общую, но смысл ее по крайней мере очевиден: все сводится к идентичности и фактичности.

Современная архитектура уже давно утратила способность быть однозначной. Из-за этого и возникает часто одна и та же проблема - необходимость расставить маяки в море однообразных домов. Однако требование «узнаваемости» может завести на опасный путь. Даже в совсем не «креативных» домах сегодня не всегда можно с первого взгляда определить, где находится вход. В облике и конструкции часто отсутствует иерархия элементов, которая выявляла бы внутреннюю жизнь здания, поднимаясь при этом до уровня эстетического высказывания. Вместо этого архитектура часто производит впечатление неупотребимой и вводящей в заблуждение - так же, как столовые приборы итальянского дизайнера Ферручио Лавиани. «В 1987 году Лавиани стал, возможно, первым в истории дизайнером, догадавшимся разработать и предложить на рынке [авторские] столовые приборы, но, к сожалению, сейчас этими приборами уже невозможно есть», — писал Отл Айхер, негодуя по поводу ложки, ножа и вилки, которым дизайнер придал форму круга, треугольника и квадрата [Ил. 2]. Проект Лавиани был одной из ярких иллюстраций того, насколько формальная выразительность в наши дни заслонила собой функциональную ценность предмета.


Едва ли стул ожидает впереди долгая жизнь, если он проектируется только как произведение современного искусства, без учета его прямого назначения. После того как архитекторы в начале XX века поставили перед собой задачу «преодолеть все стили, обратившись к сути», и решительно отвергли орнамент, современный постмодернизм (в полемике с модернизмом) превратил в орнамент даже то, что в традиционной архитектуре было структурной морфологической основой, на которую орнамент было принято монтировать. Согласно философии постмодернизма, мы живем в мире означающих практик. Архитекторы тоже стараются теперь «строить знаки» (12>, но понимают под этим скорее создание видимости, демонстрацию того, что та или иная постройка является уникальной в своем роде. Это путь неуместно расточительного использования пространства, на котором возникают с равной вероятностью как перегруженная помпезность и китчевые стилизации, так и драматизированная постная монументальность. Это путь, на котором здания различного назначения конкурируют между собой в степени спектакулярности и который, в конечном счете, ведет не просто к коллапсу эстетических принципов архитектуры, но к ситуации, когда в хаосе города начинают теряться даже огромные небоскребы.

Чтобы не пойти по этому пути, мы должны научиться отличать архитектуру, которая сфокусирована исключительно на своем зрелищном аспекте, на «чистой эстетике», от обладающего подлинной индивидуальностью здания, которое является осмысленным высказыванием и в глазах общественности, и по отношению к городскому контексту. Такая архитектура вновь берет на себя функцию ориентира и источника информации о жизни города, делая все дополнительные разъяснения избыточными. С этой точки зрения движение «новой простоты» [архитектурный минимализм] оказывается столь же мало приемлемым, что и его исторический оппонент — гипсовая декорация, поскольку под лозунгом очищения архитектуры «простота» ведет нас к еще большей неопределенности и двусмысленности.

Очевидно, что системы визуально-знаковой коммуникации выглядят осмысленно только в в тех местах и зданиях, которые сами способны рассказать о себе. В этом случае структура здания берет на себя передачу основной сути, а интегрированные в нее знаки получают уточняющую функцию. Если у здания есть крыльцо или портик, нам уже не нужно искать табличку с надписью «вход». Некоторые закономерности в типологии современных зданий мы уже освоили: например, что могут означать две узкие двери в конце коридора, если не туалеты? Но если архитектор задумал разместить вход в здание в подвале или на втором этаже, могут возникнуть сложности — во всяком случае у тех, кто посещает здание в первый раз.

В окружающем нас мире постепенно утвердились два типа направляющих знаковых систем. Первый — «громкие» указатели, встречающиеся в аэропортах, вокзалах и других местах, где много конкурирующей информации и при этом необходимо действовать быстро. Второй тип используется в более «медленных» местах, где главное можно понять и без дополнительных пояснений. В таких пространствах направляющие системы «шепчут», не претендуя на постоянное внимание посетителя и на то, что они способны передать всю необходимую информацию.

Здания, заставляющие людей останавливаться и рассматривать себя в деталях, безусловно содержат в себе некое информационное и направляющее послание, которое может содержать и экскурс в историю. Конвенциональные знаки использовались как указатели с давних времен: от придорожных [верстовых] камней, рыцарских щитов и аристократических гербов до знаков и вымпелов ремесленных гильдий. Древние геральдические элементы и сегодня сохранились в гербах городов и государств, а некоторые до сих пор можно встретить на вывесках ремесленных мастерских. Однако в прошлом эти элементы служили не более чем дополнением к архитектуре: они только помогали ей выполнять свою функцию и не стремились ее затмить. Такой симбиоз архитектуры и коммуникационного дизайна легко воссоздать в исторических ансамблях, но в современном городе любая предложенная дизайнером навигационная система наталкивается на непреодолимые сложности, создаваемые архитектурой. Это убеждает нас в том, что архитекторы и дизайнеры информационных систем должны прийти к новому альянсу в опоре на изучение исторических закономерностей.

Проекты, собранные в недавно изданной книге «Разметка пространства»!, можно считать примерами удачного альянса подобного рода. Их жанр варьируется от «путеводителей по культурным институциям» до «навигационных систем для крупных общественных объектов» транспортные терминалы и т.п., однако амбиции их поднимаются до уровня «общего дизайнирования [жизни] общества» через создание «информированного общественного пространства». Для всех этих проектов размышления об отношении между архитектурой и коммуникационным дизайном служили важной отправной точкой. И если они подтолкнут к размышлениям на эту тему читателей — значит, трудная совместная работа архитекторов и дизайнеров была проделана не зря.

Компания Клипсо Юнион, официальный поставщик продукции Clipso в Украину и страны СНГ

Clipso.ua

Запущен обновленный сайт компании "Клипсо Юнион" по адресу clipso.ua. Добро пожаловать!

Вызов замерщика

Вызвать замерщика

Поиск

Экологичность

Согласно экологическим нормам Франции, продукция Clipso практически не содержит вредных веществ и соединений.