г. Киев
пр. Московский 8, офис 316

тел.: (044) 237-18-47
Главная Наши работы Вопрос - Ответ Контакты

ОБРАЗ ЧУВСТВО ГОРОДА

«Чувство города» - концептуально-исследовательский проект в комбинированном формате «выставка + книга», который в последние годы получает все более широкое распространение в международной культурной практике. Инициатором и куратором этого проекта стал известный теоретик-урбанист, директор Канадского центра архитектуры (ССА) Мирко Зардини [Mirko Zardini].

В CCA (Монреаль) прошла первая широкомасштабная презентация проекта, длившаяся с октября 2005 по сентябрь 2006 года. Задачей проекта был феноменологический и историографический анализ городской среды, проводившийся по пяти направлениям, каждому из которых соответствовал один из пяти разделов выставки и книги: «Ночной город», «Сезонный город»,

«Звук города», «Поверхность города» и «Воздух города». Общую идею исследования Мирко Зардини определил следующим образом:

«Как мы воспринимаем наши города - урбанистические образования, в которых живет все большая часть человечества? В 1960-е, озаботившись расширением города, мы стали описывать города в мерных и количественных категориях. Однако в последние годы мы стали разбирать более тонкие аспекты города, массу характеристик и качеств городской среды, в которой мы пребываем. Эти открытия научили нас говорить о глобальных, виртуальных, мертвых и зеленых городах.

Тем временем мы упустили, казалось бы, один незаметный аспект: город, кроме всего прочего - физическое пространство, в котором мы живем, в котором движутся наши тела - идем ли мы по гладким или пыльным поверхностям, в солнечный день или сквозь пургу, дышим мы чистым воздухом или не очень, чувствуем ли мы запахи, слышим ли звуки и шумы. Разумеется, наше восприятие, мнение и терпимость к этим явлениям меняются от культуры к культуре и от эры к эре, также, как изменяются желания, стиль жизни и привычки.

В этом отношении зрение всегда оставалось главным чувством. Это относится и к тому, как мы используем город, и к градостроительным методам, и к тому, как мы расширяем границы города.

Эта выставка предлагает новый путь «чувственного урбанизма», цель которого - понять городскую среду в категориях света и темноты, перемен погоды со сменой времен года, звуков, поверхностей и запахов. Этот проект основан на убеждении, что следует обратить пристальное внимание на физическое, ментальное и чувственное благополучие людей в то время, как города разрастаются, а связи между ними крепнут по всему миру».

Мы публикуем выдержки из сопровождавшей выставку книги Sense of the City: An Alternate Approach to Urbanism, подготовленной Канадским архитектурным центром и вышедшей под редакцией Мирко Зардини в издательстве Lars Muller Publishers в 2005 г.



Ночной город

В восприятии города издавна главную роль играло зрение. Даже в воспоминаниях наше восприятие города основано прежде всего на визуальных образах.

Ночь, прежде бывшая временем темноты и тишины, тоже постепенно сдалась на милость глазу. Нам удалось рассеять тьму с помощью искусственного освещения, дающего иллюзию безопасности и контроля над окружением.

Так физическое пространство города стало фоном для двух параллельных миров: дневного и ночного. Экспансия зрительного восприятия на ночные часы произошла вместе с переходом городской жизни на круглосуточный режим.


Освещение уничтожило уникальные условия темноты: возможность спрятаться, тишину, забвение. А ведь в темноте звуки становятся громче, запахи усиливаются, мы вновь обретаем способность ориентироваться наощупь. Так что, возможно, существует альтернативная стратегия восприятия ночного города. Вместо того чтобы колонизировать его взглядом, нам, может быть, стоит воспользоваться на некоторое время преимуществами темноты, забыть о зрении и вспомнить другие способы чувственного восприятия.




Сезонный город

Полный контроль над климатом городской среды был одним из технологических мифов 1970-х. Перекрытие куполами целых городов уподобило бы их кондиционированным зданиям. Но мы отказались от модернистского понятия «нормы» по отношению к климату, признав существование социологических и культурных различий в восприятии погоды.

Все же климат вызывает у нас противоречивые чувства. Например, мы строим ледовые катки в жарких странах и стремимся полностью избавиться от зимнего снега на улицах северных городов. Несмотря на нашу одержимость метеорологическими прогнозами, мы все еще живем с мифом об обществе без погоды.


Но этот миф исчерпал себя, и не только из-за технических трудностей, но и потому, что он не отвечает нашим собственным потребностям. Невнимание к климату, попытки вытеснить его из города и нашего сознания не только лишают нас радостей, присущих разным временам года, но и неизбежно приводят к неожиданным столкновениям с экстремальными проявлениями погоды.




Звуки города

Каждому городу присущ свой собственный звуковой ландшафт. Даже транспорт, хотя он, казалось бы, везде одинаков, в разных городах создает разные звуковые пространства.

Муниципальные законы регулируют шум в количественных единицах, измеряя в децибелах громкость звука. При этом целью ограничения шума является тишина, а она недостижима, если только не остановятся все механизмы, обеспечивающие нашу жизнь. Мы склонны забывать о том, что шум - всего лишь нежелательный звук, а наши города состоят теперь не из тех материалов, что прежде. Стекло, бетон, сталь и пластик звучат иначе, чем дерево, кирпич и камень.


Новые и старые звуки накладываются друг на друга. Какие-то исчезли с исчезновением из городов промышленности. В то же время мы расширили свое личное пространство с помощью переносных звуковоспроизводящих устройств, выходя на улицу в окружении персональных звуковых «пузырей». Звуковые ландшафты быстро меняются. По мере того как шума будет становиться все меньше, мы, возможно, сможем снова услышать забытые звуки природы и бесчисленные языки, на которых говорят теперь в наших городах.




Поверхность города

Что мы ощущаем под ногами, или сидя в автомобиле, или в седле своего велосипеда? Поверхность земли определяет характер наших городов. В наше время, как правило, у нас под ногами оказывается асфальт. Этот материал стал в Западном мире универсальным признаком городской среды. Распространение асфальта в XIX веке произвело революцию. Макадам и утрамбованный грунт неотделимы от грязи, а брусчатка была слишком неровной. Асфальт убрал с улиц пыль и снизил шум транспорта, а с распространением автомобилей оказался лучшей поверхностью для нанесения дорожной разметки.


Асфальт завоевал улицы не только благодаря своим достоинствам, но и потому, что он дешев.

Было бы неправильно связывать его успех с появлением автомобиля. Прежде чем стать идеальной поверхностью для автотранспорта, он понравился пешеходам и велосипедистам. Современные проекты, предлагающие покрытие улиц и открытых пространств асфальтом, возвращают этому материалу его первоначальное назначение - поверхности для ходьбы.






Воздух города

Современный город - средоточие человеческой деятельности, и одна из его черт - концентрация запахов. С одной стороны, мы сталкиваемся со смесью бензина, газа, чистящих средств, и фаст-фуда, а с другой - с вонью мусора с открытых свалок в трущобах.

Универсальные запахи и специфические местные запахи накладываются друг на друга, формируя невидимые и в то же время реальные ландшафты запахов.


Постаравшись очистить города от грязи и мусора, городские власти взялись за запахи. Мы отказались от утопической идеи идеального города, но не от надежды на абсолютно чистый воздух.

Но там, где этого удалось добиться, например - в помещениях с кондиционированным воздухом, полное отсутствие запаха оказалось настолько обескураживающим, что пришлось распространять искусственные ароматы.

Так что, среди прочих аспектов благополучия, мы не должны забывать и о нашем душевном здоровье, в том числе - об удовольствии, которое мы получаем от некоторых запахов.


Компания Клипсо Юнион, официальный поставщик продукции Clipso в Украину и страны СНГ

Clipso.ua

Запущен обновленный сайт компании "Клипсо Юнион" по адресу clipso.ua. Добро пожаловать!

Вызов замерщика

Вызвать замерщика

Поиск

Экологичность

Согласно экологическим нормам Франции, продукция Clipso практически не содержит вредных веществ и соединений.