г. Киев
пр. Московский 8, офис 316

тел.: (044) 237-18-47
Главная Наши работы Вопрос - Ответ Контакты

От редакции

На протяжении всей своей истории архитектура была спутницей власти. Разобраться в том, почему это было так, помогает рассмотрение спектра архаических значений греческого слова nomos (см. текст Джино Джиометти и Мануэля Ораци о Жиле Клемане на с. 151): основная задача власти - не просто подчинить себе кого-то, но установить определенную систему представлений, способную организовать подвластную территорию гак, чтобы на ней циклически воспроизводился желаемый порядок. Власть всегда была властью знания, противостоящего подвижной и «обманчивой» стихии ощущения. Модернистская эпоха стала завершением длительного исторического процесса, в ходе которого архитектор постепенно устранялся от участия в формировании базовых уровней системы человеческих знаний о мире и все в большей степени становился проводником (утвердителем) научно-технического мировоззрения, послужившего идеологическим каркасом как социализма, так и капитализма.

Сегодня архитектурная дисциплина находится на перепутье. Децентрализация власти, охватившая весь мир, устраняет условия для монополии любой конкретной системы знаний. В результате каждый сегодня становится исследователем - за счет одного только понимания того, насколько неразрывно личная свобода (творческая, политическая, пространственная и временная) связана с необходимостью самостоятельно и критически выстраивать свои взгляды и представления.

Установив наличие плавного перехода (взаимной обратимости) между «зданием» и «знанием», мы заново открываем для себя фундаментальное измерение архитектурной практики: любое пространственное решение является в той или иной мере политическим и философским, но и, наоборот, каждый аналитический акт - зафиксированное наблюдение, сформулированное определение, вычленение закономерности и т.п. - может быть понято как действие, отражающееся на состоянии среды обитания.

Эту мысль иллюстрируют материалы о трех выставках, вошедшие в ГП17. Каждая из них - результат творческих усилий на стыке «исследования» и «художественного производства», с уклоном в ту или другую сторону.

Работы молодых европейских архитекторов, ставшие экспонатами 3-й Архитектурной биеннале в Роттердаме, - это политические позиции, выраженные в форме градостроительных проектов. Классификацию и подробный анализ этих позиций дает Румер ван Тоорн [Roemer van Toorn] в своем эссе «Альтернатива неолиберальной урбанизации», опубликованном в разделе ТЕКСТ.

Выставочно-издательский проект «Чувство города», инициированный и организованный Мирко Зардини [Mirko Zardini], на первый взгляд, чистой воды феноменологическое и историческое исследование тех составляющих города, которые не принято считать «архитектурными». Однако выясняется, что в силу своей обращенности к повседневному опыту феноменологическое исследование всегда является по-своему конструктивным: чувственный опыт невозможно анализировать без его одновременного преобразования. Почему так происходит, легко понять из приведенной на соседней странице схемы классификации городских шумов, выставлявшейся в рамках проекта «Чувство города», - разбивая слуховые ощущения на классы и виды, мы осуществляем в собственном опыте процедуру, аналогичную разбиению пространства на отдельные отсеки перегородками: из недифференцированной «массы шума» образуется подобие архитектурного сооружения.

Наконец, третья выставка - проект ОМА/АМО о строительном буме на берегах Персидского залива - пожалуй, в наибольшей степени отражает сложившийся в западном культурном пространстве паритет между исследовательской деятельностью и художественной практикой. С одной стороны, здесь перед нами просто документация и анализ урбанизационного развития определенной территории. С другой стороны, сам акт перенесения этого «преимущественно коммерческого» феномена в элитарное художественное пространство (выставка демонстрировалась, в частности, на Венецианской архитектурной биеннале) несомненно созвучен дадаистским работам в жанре objet truve и ready-made. Исследование ОМА/АМО представляет собой художественную апроприацию беспрецедентного в истории масштаба.

Сергей Сигар

Компания Клипсо Юнион, официальный поставщик продукции Clipso в Украину и страны СНГ

Clipso.ua

Запущен обновленный сайт компании "Клипсо Юнион" по адресу clipso.ua. Добро пожаловать!

Вызов замерщика

Вызвать замерщика

Поиск

Экологичность

Согласно экологическим нормам Франции, продукция Clipso практически не содержит вредных веществ и соединений.