г. Киев
пр. Московский 8, офис 316

тел.: (044) 237-18-47
Главная Наши работы Вопрос - Ответ Контакты

Как сделать жилой индустриальную зону

Екатерина Азарова

В 1994 году автор статьи «Предложения для Левого берега Сены» сравнил первый этап развития этого масштабного проекта (1987-1990) со знаменитым ящиком, подаренным Зевсом Пандоре и содержащим все боли и несчастья человечества. Любопытная Пандора не может удержаться оттого, чтобы не открыть ящик...

В роли открывателя ящика в данном случае выступает Мастерская по градостроительству Парижа (Atelier Parisien d’Urbanisme, APUR), которая, затевая в 1987 году крупную урбанистическую инициативу, выпускает на волю все клише «пошатывающейся градостроительной мысли» XX века. Ужаснувшись увиденному, мудрая Мастерская, подобно Пандоре, немедленно закрывает крышку... чтобы вновь открыть ее всего год спустя.

Один из главных архитекторов APUR, Ф.Гре- тер, в статье «Жилье: между архитектурным творчеством и градостроительной преемственностью» (1988) выделяет основные проблемы развития Парижа того времени. Он критикует господствовавший на рубеже 80-х и 90-х гг. взгляд на город как на собрание памятников и достопримечательностей. «Несмотря на то, что в образе Парижа преобладают многочисленные “засахаренные фрукты” исторического ландшафта, - пишет Гретер, ссылаясь на Карема, знаменитого кулинара XIX в. , - “тестом” города является жилая застройка; о ее качестве и характере следует думать в первую очередь. Логика парижского ландшафта зиждится на его монолитности, существенно нарушенной тоталитарными градоархитектурными теориями 1960-1976 гг. Поэтому сегодняшнее “возвращение к городу” представляется абсолютно оправданным». Гретер излагает в общих чертах сформированный Мастерской взгляд на то, как должны соотноситься жилые районы с другими зонами городской застройки: после первого эксперимента с «ящиком Пандоры» APUR склоняется к взаимопроникновению функций и здоровому равновесию между ними. В конце статьи Гретер выделяет позитивные черты строительной практики своего времени, на которые можно опереться при будущем развитии района. Среди них тесный диалог между планировщиками, девелоперами и жителями, позволяющий гармонизировать различные проекты, более четкое и детальное зонирование определенных частей здания (1-этаж, аттик и проч.), а также более свободные правила застройки, дающие возможность экспериментировать с формой. Неожиданные пересечения и смешения архитектурных решений и стилей являются, подчеркивает Гретер, «позитивным выражением нашей эпохи».

Эта статья внесла несомненный вклад в принятое в 1991 г. решение превратить Рив-Гош в жилой квартал, чья разнообразная среда будет достойна «многоликого Парижа». Городское управление недвижимости (Regie Immobilier de la Ville de Paris, RIVP) разработало программу вовлечения в проектирование квартир будущих жильцов. Однако этот опыт оказался весьма неоднозначным. Вот что рассказывает Мишель Лобардини, президент RIVP: «На первом этапе нам удалось вступить в контакт с 25 семьями - будущими жильцами дома, рассчитанного на 40 квартир. 25 квартир были спроектированы при их участии. Контакт был непростым. Около половины семей абсолютно не заинтересовалось таким сотрудничеством. “Нам, - сказали они, - нужна общая комната, спальни, кухня. Остальное - ваша специальность”. Большинство же тех, кто согласился учавствовать в игре, отдали предпочтение большой общей комнате. В результате, имея огромный салон, домочадцы оказывались распиханными по крошечным спальням-ячейкам...» . Речь здесь идет о социальном жилье, сдаваемом в аренду нуждающимся за умеренную плату. Как проектировать такое жилье, где, по словам архитектора Катрин Фюре, равно важны и эстетический, и этический выбор , - насущный вопрос 90-х.

Один из ответов на него предлагает Франсис Солер, автор дома на ул. Эмиля Дюркгейма (см. с. 128-131) - комплекса социального жилья около Национальной библиотеки, на одном из самых хорошо обозреваемых участков района Рив-Гош. Ставя на первое место соображения комфорта, о которых, по словам Солера, «архитекторы часто забывают» , автор предлагает модульную планировку, которая может быть легко изменена. Благодаря витражам по всему периметру здания, квартиры получают обильное остекление и прекрасный вид на библиотеку. Чтобы жильцам не было неуютно в комнатах-аквариумах и чтобы они чего доброго не вздумали вешать занавески, снаружи окна затемнены и покрыты шелкографическим орнаментом, репродуцирующим фреску «Трапеза олимпийских богов» Джулио Романо в Палаццо дель Те, перекомпонованную в духе франко-польского художника Романа Цислевича [Roman Cieslewicz], Построенное на ул. Дюркгейма здание вызвало бурные дискуссии и было в итоге оценено скорее положительно, хотя не без претензий к автору в жесткости по отношению к жильцам, лишившимся права даже вешать занавески.

Минуло 10 лет. Сегодняшние проекты социального жилья в большинстве своем подразумевают относительно легкую перепланировку квартир, тогда как апартаменты, рассчитанные на продажу, сочетают «свободную» планировку с «традиционной», при которой огромные салоны разнообразных форм отделяются коридором или лестницей от «приватной» части квартиры, где спальни и ванные комнаты выстраиваются чередой друг за другом. Сочетание живописного и регулярного начал, впервые опробованное Солером, по-своему преломляется и в проекте Руди Риччиотти в секторе Тольбьяк-Шевалёре, где «османовский» прямоугольник режется ущельями, порождающими внутри квартала атмосферу а-ля Индиана Джонс (см. с. 102-103).

В своей статье 2003 г. «“Плейтайм” и Зона Координированной застройки Рив-Гош» Марк Лоэз предпринимает прогулку по району Тольбьяк вокруг Библиотеки и восхищается ожившим здесь духом Парижа. Вот несколько цитат: «Истинная наследница города “Плейтайм” (фильм Жака Тати, 1967. - Е.А.) - не Дефанс, как полагал сам Тати, а Рив-Гош с его строго ортогональной архитектурой. Те, кто видел “Плейтайм”, не могут пересечь этот район не вспомнив о нем, а маленькая прогулка по сверкающим новизной кафе позволяет проверить и версию изменений, предложенную Тати. На новой улице Тольбьяк два очень разных заведения: бар-табак и паб. Обстановка в первом идентична традиционному парижскому кафе (болтающие с хозяином завсегдатаи у бара с крошечными чашками кофе и сигаретами), тогда как паб наводит на мысль о продвинутом районе, которую подтверждают расположившиеся у причала баржи клубов... Надо полагать что, как в фильме, бурлящая жизнь настоящего Парижа берет верх и здесь».

Муниципальные источники отмечают, что сегодня строится значительно больше культурно-спортивных ценров и жилья, нежели было предусмотрено изначально. За счет сокращения строительства офисов увеличено количество социальных и студенческих квартир9. В то же время удалось уберечь от сноса многие объекты - памятники архитектуры. В частности, отреставрированы и достроены такие здания, как Главный склад Аустерлица (архитектурным агентством Jacobe+Macfarlane), Мучной рынок (Николя Мишлен), Большие мельницы (Руди Риччиотти). Эти здания, как подчеркивается в тексте про Рив-Гош на официальном сайте мэрии Парижа, «представляют в общем контексте проекта некие формальные и геометрические исключения, позволяющие сохранить истинное богатство парижского пейзажа и придающие новому кварталу живость и мягкость».

Как писал в 1828 г. Мари- Антуан Карем (Maris Antoine Сагёте), «несмотря на то, что кусочек засахаренного фрукта задерживает внимание на той части пирога, которую он украшает, пирог существует все же благодаря тесту».

Компания Клипсо Юнион, официальный поставщик продукции Clipso в Украину и страны СНГ

Clipso.ua

Запущен обновленный сайт компании "Клипсо Юнион" по адресу clipso.ua. Добро пожаловать!

Вызов замерщика

Вызвать замерщика

Поиск

Экологичность

Согласно экологическим нормам Франции, продукция Clipso практически не содержит вредных веществ и соединений.