г. Киев
пр. Московский 8, офис 316

тел.: (044) 237-18-47
Главная Наши работы Вопрос - Ответ Контакты

Конкурс на музей Гуггенхайма в Вильнюсе

В апреле были подведены итоги конкурса на концепцию нового крупного музея в Вильнюсе. Приглашенные к участию Заха Хадид, Даниэль Либескинд и Массимилиано Фуксас предложили свое видение комплекса, включающего уже привычный тандем Эрмитаж-Гуггенхайм и еще четыре центра: классика видеоарта Йонаса Мекаса, Литваков (литовских евреев), образовательного и торгово-развлекательного. Общий объем площадей нового музея составит 13 ООО кв. м.

Место для возведения новой архитектурной доминанты было выбрано после острых дебатов. В итоге им стал правый берег Нериса, участок, где через реку перекинут пешеходный мост, соединяющий улицу Тумо Вайжанто с районом строящегося Сити. Мост будет реконструирован, и на набережной возникнет новый архитектурный объект, фоном которому служат небоскребы нового вильнюсского центра. Если подумать о том, что такое здание, в частности, предназначено для воспроизведения на фото в мировых СМИ, то этот фон становится знаковым - он свидетельствует об активном экономическом росте города. Конкурс, в котором победила Заха Хадид, может считаться новым успешным вкладом в пиар-кампанию Вильнюса, который в следующем году будет носить почетный статус культурной столицы Европы.

Подробнее о конкурсе на проект Эрмитаж-Гуггенхайм в Вильнюсе читайте в летнем номере «Проект Балтия».

Заха Хадид [Zaha Hadid] Победитель

Хадид уже проектировала однажды музей Гуггенхайма.

В 2003 г. она работала над подобным проектом для Тайваня и именно там сформулировала свое отношение к музею как к пространству для постоянно меняющихся событий. Архитектурный образ здания должен был отражать внутреннюю динамику и разнообразие художественной жизни. Впрочем, большинство зданий Хадид можно прочитать как метафору движения и трансформации.

И кажется, что для нее силы, производящие движение, их род и направленность не суть важны. Таков и вильнюсский Гуггенхайм. Неслучайно его архитектура явно напоминает уже построенный Хадид Музей техники в немецком Вольфсбурге. Для Вильнюса реализация проекта звезды вблизи Сити сродни покупке «Порше», который подгоняется к окнам большого бизнес-центра, дабы все видели, что у его владельца все в порядке со вкусом и кошельком.




Mаkсимилиано Фуксас [Massimiliano Fuksas]

Массимилиано Фуксас уже не первый раз проектирует для Вильнюса, однако пока удача обходит его стороной. Даже несмотря на то, что работает Фуксас практически на своем поле: итальянский архитектор - литовец по происхождению. Предыдущий проект крупного полифункционального комплекса «Балтийский центр» (также с возможным включением Гуггенхайма) не прошел, так как предполагал снос памятника архитектуры советского модернизма, который в Литве ценят. Конкурсный проект уже собственно музея Гуггенхайма, очень похожий по приему на другую фуксасовскую работу - Концертный зал в Астане, также не принес успеха его создателю. Впрочем, этот дизайн в некотором смысле уже реализован архитектором: он доступен и литовцам, и казахам, и нам с вами в формате сервиза «Колумбия», разработанного архитектором для фирмы Alessi в 2007 г.


Даниэль Либескинд [Daniel Libeskind]


«Архитектура - это язык» - основной постулат Либескин- да. Язык как средство коммуникации апеллирует к содержательности речи и вовлеченности слушателя. Язык предполагает возможность диалога. Либескинд, проигравший конкурс, но создавший, возможно, лучший вариант вильнюсского Гуггенхайма, налаживает диалог и с городом, и с его жителями. Он не отнимает у первого зеленый газон, который сейчас находится на участке, - просто делает его рельефным, давая возможность вторым продолжать использовать это пространство как городскую лужайку. Архитектор не обходится без свойственной ему патетичности, рисуя взмывающий ввысь клин стеклянного фонаря. Немного напоминающий абстрактную монументальную скульптуру позднего соцреализма, проект мог бы начать диалог с постройками советского модернизма, которыми богат Вильнюс, и стать настоящей достопримечательностью города, уникальным объектом его среды. Однако, по всей видимости, он слишком много дал бы Вильнюсу и слишком мало Гуггенхайму... Толерантность и настроенность на диалог сыграли плохую службу автору проекта. С тех пор как брошенное Хансом Зедльмайером в адрес музеев словцо «кладбище искусства» укоренилось в общественном сознании, все публичные художественные коллекции были вынуждены так или иначе реагировать на это обвинение, а новые музейные здания - дистанцироваться от образа традиционного величественного сооружения с колонным портиком и парадной лестницей. Нью-йоркский Новый музей занял в этом вопросе радикальную позицию - он принципиально не имеет своей коллекции, сосредоточившись на роли генератора творческой и образовательной активности, и до сих пор, на протяжении трех десятков лет с момента основания, обходился без собственного здания.

Компания Клипсо Юнион, официальный поставщик продукции Clipso в Украину и страны СНГ

Clipso.ua

Запущен обновленный сайт компании "Клипсо Юнион" по адресу clipso.ua. Добро пожаловать!

Вызов замерщика

Вызвать замерщика

Поиск

Экологичность

Согласно экологическим нормам Франции, продукция Clipso практически не содержит вредных веществ и соединений.