г. Киев
пр. Московский 8, офис 316

тел.: (044) 237-18-47
Главная Наши работы Вопрос - Ответ Контакты

От редакции

Этот номер составлен по традиционному для Tli принципу. Следуя политике отказа от тематического критерия отбора материалов в пользу дайджестного или мониторингового, извлекающего из потока «руды» архитектурной информации все самое интересное, независимо от масштаба и жанра, мы вновь получаем весьма разнородную подборку. Распадаясь на два различных по манере подачи блока - визуальных образов и текстов, - она начинается со здания Нового музея, созданного по проекту японского бюро SANAA в Нью-Йорке, и продолжается обширной публикацией, посвященной району Rive Gauche, складывающемуся вокруг Национальной библиотеки в Париже. Далее следуют материалы из смежных с архитектурой областей: промышленного дизайна, представленного объектами молодой британской звезды Бенджамина Хуберта, и современного искусства - речь идет об инсталляциях китайского художника Цая Гоцяна, чья выставка возвращает нас в Нью-Йорк. Теперь уже в пространство райтовского Гуггенхайма. Публикацию выставки «подпирает» теоретический раздел, где впервые на русском языке публикуется знаменитая лекция Мишеля Фуко «Другие пространства» и большой текст Кристин Бойер «Как работают вещи: карты и диаграммы» - своего рода актуальный комментарий к идеям гуру французского структурализма.

Метод «дайджестного» отбора по своему характеру напоминает некоторые жанры изобразительного искусства. Такие, как коллаж, инсталляция и натюрморт, метафоры которых нередко применяются в отношении города. В первом случае на ум приходит знаменитая книга Колина Роу и Фреда Коттера «Город-коллаж» (Collage City), во втором, к примеру, размышления Пьерлуиджи Николина о природе современного урбанизма (в частности, его статья «Мерцбау», опубликованная в 123-м номере журнала «Лотус»), С метафорой же натюрморта мы встречается на страницах номера, который сейчас держим в руках. Говоря о задачах урбанизма завтрашнего дня, Кристиан де Портзампарк, один из планировщиков Rive Gauche, призывает создавать среду, которая была бы способна поглотить посредственное, обыденное и даже уродливое. «Я называю это “эффектом натюрморта”, - пишет де Портзампарк. - Табакерка, бутылка, бокал, газета - вещи, лежащие на столе... Каждая из них сама по себе банальна. Единственное, что важно - связи между ними, пространство, свет, контрасты и сочетания цветов» (см. с. 74). Путь к созданию такой среды заключается, в представлении де Портзампарка, в субтильной фрагментации урбанистического тела, в частом чередовании архитектурной плоти и пустот, в установлении не жестких, а приблизительных ограничений. С одной стороны, речь идет о разрушении цельной и масштабной формы, которая, по словам Теодора Адорно, «тесно связана с господством, с властью». С другой - о выработке модели создания такого ландшафта, где возможны познание нового, приключения, игра. Где возможны, используя термин Фуко, «гетеротопические» пространства, то есть такие места, где встречаются «другие» образы и дискурсы.

Приключениям и игре не чужды все «главные герои» этого ni. Их авторов, будь то здание, городской район, предмет повседневного обихода или же арт-инсталляция, отличает тяга к «сопряжению далековатых идей», в процессе чего рождаются неожиданные и неоднозначные решения. SANAA в импрессионистской манере примиряет линейное и живописное - «антагонистические» формальные начала; урбанисты и архитекторы в районе Rive Gauche ищут способы разрешить оппозицию единого и много; творчество Хуберта характеризуется оксюмороном «сложная простота»; Цай пытается то зафиксировать, остановить мгновенье, то разогнать ход времени, заставить свои инсталляции на выставке переживать метаморфозы, на которые традиционным каменным изваяниям потребовались бы века. Если пытаться обнаружить какую-то общую тему, объединяющую перечисленные работы в единый «натюрморт», то ею мог бы быть поиск ответа на поставленный Кристин Бойер глобальный и от этого несколько пафосный вопрос; «Как мы можем вместе жить в этом мире и в то же время давать простор для выражения противоречивым требованиям, интересам, страстям и различиям?» Речь идет о том, чтобы нащупать, отыскать или изобрести способ мирного сосуществования противоположностей, одной из форм которого, заметим, как раз является игра.

Алексей Муратов


Компания Клипсо Юнион, официальный поставщик продукции Clipso в Украину и страны СНГ

Clipso.ua

Запущен обновленный сайт компании "Клипсо Юнион" по адресу clipso.ua. Добро пожаловать!

Вызов замерщика

Вызвать замерщика

Поиск

Экологичность

Согласно экологическим нормам Франции, продукция Clipso практически не содержит вредных веществ и соединений.