г. Киев
пр. Московский 8, офис 316

тел.: (044) 237-18-47
Главная Наши работы Вопрос - Ответ Контакты

Открытый участок

Кристиан де Портзампарк [Christian de Portzamparc]

перевод с французского Алексея Муратова

Кристиан де Портзампарк - архитектор и урбанист. Лауреат премии Притцкера (1994) и Гран-при правительства Франции в области урбанизма (2004). Основные постройки и проекты: Центр музыки в Париже (1984-1995), башня Societe Generate в районе Ля Дефанс (2001- 2008), жилая башня 400 Park Avenue на Манхэттене (начата строительством в 2008 г.), посольство Франции в Берлине (1997-2003) и др.

Как открыть город навстречу непредвиденному, обеспечить разнообразие плотной застройки?

Другой квартал

Этот проект (Массена-Нор - Прим. пер.) конкретизирует в масштабе квартала понятия, разработанные мною в 70-х и 80-х годах - главным образом понятие «открытого участка» (Tlot ouvert). Оно вызревало во многих проектах - таких как дом на 200 квартир на улице От-Форм в Париже (1974) и Центр музыки (1984). После экспериментов в конце 70-х впервые открытый квартал как метод организации урбанистической структуры я применил в проекте Атланполя, технополиса под Нантом, выполненном в 1988 г. Все уже было разработано, но в итоге так и не реализовано из-за разразившегося кризиса.

В 1994 г., приступая к проектированию квартала Массена в районе Пари Рив-Гош, я обратился к этому принципу вновь - он идеально подходит для того, чтобы объединить разные типологии и формы, а также органично вписать новый квартал в ткань Парижа. Я сочетал два противоречащих друг другу принципа: свободу форм отдельных «тел» и точность форм «пустот» общественных пространств. В ходе работы возникла рациональная методика, взгляд на квартал как взаимодействие зданий. Моя цель была подготовить город к встрече со случайным, многообразным, непредвиденным.

Форма города - это не здания и не улицы, но сочленение того и другого. Поэтому работа над формой квартала фокусируется на способах соединения и разделения зданий.

Проектируя «открытые участки», я стремлюсь создать современные общественные пространства и найти адекватное решение проблемы накопления зданий в крупном городе: формирование улицы здесь начинается с автономного объекта - архетипа, завещанного нам современной архитектурой (любопытно, что та в свое время была оружием против улицы!). Я отбрасываю коллаж и периметральную, непрерывную застройку.

Этот «открытый участок» режется, делится на заполнения и пустоты, согласно «заданному» ритму. В какой-то мере он лепится случайно. Это работа на полпути между урбанизмом и архитектурой, которая призвана затем стимулировать творчество других архитекторов.

Характеристики открытого участка

1. Открытый участок характеризуется прежде всего автономией зданий, их сингулярностью. Дома не примыкают друг к другу. Они стоят отдельно друг от друга.

Эта независимость зданий позволяет прежде всего обеспечить жилье, внутри и по периметру участка, хорошими видами и инсоляцией, светом, воздухом. Прощайте, мрачные и порождающие клаустрофобию дворы-колодцы, улицы- коридоры. Каждая квартира имеет трехстороннюю ориентацию, из окон открываются разнообразнейшие виды, ближние и дальние.

Разрывы застройки, обеспечивающие визуальную открытость, могут достигать 30-40 процентов периметра участка. Тем не менее улица считывается. Ее пространство кадрируется стенами, поддерживающими красные линии. Речь идет не о фасаде целиком, а об определенной его части. На уровне первого этажа и в просветах застройки легкие решетки, а также стенки, из-за которых выглядывает зелень, устанавливают пространственные границы между частным и общественным.

2. Независимость зданий открывает путь к бесконечному разнообразию функций и архитектурных решений. Здания разнятся по форме, материалам, фасадам. Чтобы построить эти дома, архитекторы не следуют традиционному генплану. Они их разрабатывают внутри виртуальных объемов-оболочек, превосходящих по размеру тот объем, который надлежит соорудить. Это порождает интересные формы, своеобразные круглые скульптуры.

3. В духе той же логики высота зданий варьируется, не подчиняясь общей «голубой линии». Переменчивость высот сообщает улице дополнительную, вертикальную динамику. Поскольку улица освещается лучше, ее ширину можно сократить, сделав пространство более камерным.

4. Классический город развивал идею гармонии, вытекающей из повтора, однородности, вариаций на одну и ту же тему. Наша эпоха прививает вкус к неоднородному, к контрастам. Но контрасты возникают только вследствие взаимодействия, обеспечиваемого в данном случае линейкой улицы. Уличная сетка дает возможность собрать воедино застройку во всем ее разнообразии.

Случайное

Открытость участка имеет двойную природу.

С одной стороны, она связана с построением формы и отсылает к свету и потокам, к работе над пространством между зданиями, над дворами, разрывами, улицами. Речь идет о возможности жить в плотно застроенном городе. С другой - она эстетического свойства, что подразумевает открытость по отношению к разнообразному, случайному, непредвиденному, невиданной доселе архитектуре. Оба этих качества обусловливают типологическую гибкость «открытого участка». Его способность создавать смешение функций, избегать или смягчать монофункциональность, характерную для всех новых кварталов. В секторе Массена мы обнаруживаем самые разные типологии, каждая из которых нуждается в особых пространствах: жилье, офисы, школу, лаборатории, помещения университета. Здания, относящиеся к городскому наследию, оставившие свой след в истории города, реставрируются и растворяются в застройке квартала.

Идея в том, чтобы предоставить архитекторам настоящую свободу. Это риск, но «эстетическая» система открытого участка позволяет рисковать. Речь идет не об урбанизме ограничений и запретов, а об урбанизме возможностей. Таким образом удается стимулировать творчество; на тендер представляются непохожие друг на друга решения. Проектировать объем, выбирать форму и материалы намного интересней, чем рисовать фасад в сплошной застройке.

Конечно, не все архитекторы хороши. Разнообразие подходов всегда вызывает у урбанистов тревогу. Но я иду на риск, рассматриваю это чрезвычайное разнообразие как достоинство, отдавая себе отчет, что в квартале возникнут не только шедевры. Надо работать с заурядной архитектурой. Какие-то здания, умные и живые, в любом случае появятся. Задача проектирования плотного квартала города завтрашнего дня - согласовать различия, отдельные, порой трудносводимые объекты, упорядочить постоянно меняющуюся реальность, создать единство, сохраняя неоднородность.






Компания Клипсо Юнион, официальный поставщик продукции Clipso в Украину и страны СНГ

Clipso.ua

Запущен обновленный сайт компании "Клипсо Юнион" по адресу clipso.ua. Добро пожаловать!

Вызов замерщика

Вызвать замерщика

Поиск

Экологичность

Согласно экологическим нормам Франции, продукция Clipso практически не содержит вредных веществ и соединений.