г. Киев
пр. Московский 8, офис 316

тел.: (044) 237-18-47
Главная Наши работы Вопрос - Ответ Контакты

Пари Рив-Гош: о характере преобразований

Жиль де Мон-Марен - исполнительный директор управляющей компании SEMAPA, координирующей застройку района Пари Рив-Гош

Пари Рив-Гош [Paris Rive Gauche] - урбанистический проект, инициированный муниципалитетом Парижа. В рамках своих компетенций и полномочий столичная мэрия и Городской совет определяют:

- основные градостроительные и архитектурные параметры проекта;

- функциональную структуру территории (жилье, офисы, инфраструктуру, озелененные пространства и т.д.);

- финансовые обязательства участников проекта в том, что касается общественной инфраструктуры, предоставляя гарантии под займы и принимая на себя соответствующие риски;

- формы общественных слушаний с участием различных общественных организаций, жителей, собственников и арендаторов;

- юридические и управленческие инструменты для проведения принятой политики в жизнь.

Общие сведения о проекте

Территорию новой застройки частично занимают железнодорожные пути, частично - заброшенные или пребывающие в упадке промышленные предприятия.

Постепенно в ходе обсуждения проекта выкристаллизовалось решение перекрыть железнодорожные пути, не прерывая работу вокзала Аустерлиц. Речь идет о территории площадью 25-28 гектаров, которая должна стать полноправной частью городской структуры Парижа. Главная цель перекрытия путей состоит не в получении дополнительных территорий под застройку, но в необходимости продолжить уличную сеть существующих кварталов в хордовом направлении к Сене.

Проект Пари Рив-Гош предусматривает строительство более 2 миллионов кв. м новых площадей на протяжении 25-30 лет. В настоящее время выполнено около 60% задуманных работ. Новый квартал включает 430 тысяч кв. м жилья, что составляет 5000 квартир, 1000 из которых предназначены студентам, 700 тысяч кв. м офисов, рассчитанных на 60 ООО служащих, а также 660 тысяч кв. м торговых и общественных пространств, в том числе 250 тысяч кв. м площадей университета Пари—VII и 10 га садов и парков.

Управляющей компанией проекта является акционерное общество SEMAPA (Societe d'economie mixte d'amenagement de Paris - Общество смешанной экономики обустройства Парижа). Это пример частно-государственного партнерства: среди акционеров мэрия Парижа (57% акций), Национальная железнодорожная компания (SNCF, 20%), Государственное управление имуществом Парижа (10%) французское правительство (5%), регион Иль-де-Франс (5%) и частные лица (3%). Речь идет о небольшой структуре, где работают около 70 человек (архитекторы, инженеры, юристы, бухгалтеры, финансисты и проч.). Функции SEMAPA заключаются в приобретении площадок под строительство, подготовке проектной документации, предоставлении прав на застройку, обеспечении общего управления операцией, информировании населения, а также организации жизни в строящихся кварталах.

Совместное проектирование

Помимо функций и обязательств по градорегулированию SEMAPA совместно с Технической дирекцией мэрии Парижа и Мастерской по градостроительству Парижа (APUR) также осуществляет функции заказчика. Проект рождается в результе непрерывной совместной работы архитекторов, инженеров, ландшафтников. Так что далеко не всегда можно сказать с уверенностью, кто является автором того или иного решения. Сточки зрения организации проектирования район Пари Рив-Гош разделен на девять кварталов, каждый из которых имеет архитекто- ров-координаторов, в чью задачу входит разработка общих правил застройки.


Фрагментация района призвана помочь избежать слишком «однозначного» и «ограниченного» подхода к столь крупной для Парижа территории. Она также принимает в расчет немалый срок операции, которая продлится 20-30 лет. Учет временного фактора в проекте подразумевает особую чувствительность по отношению к ускоряющимся изменениям в обществе, к рождению новых форм организации труда, новых стилей жизни. Многое из первоначально задуманного в ходе реализации существенно трансформировалось. Так, в 1990 г. для университета планировалось 60 тысяч кв. м площадей, сейчас эта цифра достигла 210 тысяч.

В Пари Рив-Гош нет главного архитектора. Каждый проектировщик несет свою долю ответственности. SEMAPA приводит все решения к общему знаменателю, собирает их в единое целое, что предусматривает многочисленные обсуждения с каждым из архитекторов-коорди- наторов, чье видение проекта бывает подчас диаметрально противоположным.

Всего таких координаторов девять. В районе Аустерлиц это К.Девиллер, Б.Рейшен, AREP совместно с Ж.Нувелем. В секторе Тольбьяк - Р.Швейцер и П.Ганне. Район Массена находится на попечении К. де Портзампарка, Б.Фортье и И.Льона, а авеню де Франс - П.Андрё.

Архитектор-координатор ничего не строит.

В его задачу входит пространственная организация квартала:

- распределение частных и общественных пространств;

- проектирование дорожной сети и общественных пространств;

- распределение функций с акцентом на многофункциональность;

- определение правил застройки и подготовка регламента застройки каждого участка.

Управляющая компания SEMAPA гораздо больше поощряет «переговоры» между архитек- тором-координатором и авторами отдельных зданий, нежели установление первым жестких параметров строительства. Роль архитектора- координатора состоит в том, чтобы предоставить своим коллегам «объемщикам» и их партнерам (заказчикам, инвесторам, потребителям) максимум возможностей для самореализации в достижении поставленных целей.

Генеральный план квартала с трассировкой основных осей 1

Квартал Austerlitz Архитектор Кристиан Девиллер [Christian Devillers], 1995

Проект победил в конкурсе, проведенном мэрией Парижа. Речь шла о пересмотре выработанного в начале 90-х плана реконструкции района. В отличие от этого плана было решено сохранить исторические здания вокзала Аустрелиц, а также пониженный уровень набережной (все остальные набережные Парижа были подняты на уровень мостов). В итоге уже проложенная по проекту Поля Андрё авеню де Франс должна была опуститься на 9 м, а строящийся мост Шарля де Голля завершиться не прямым, а повернутым съездом.

Главные особенности проекта Девиллера состоят в следующем:

- кривая авеню де Франс повторяет абрис железнодорожных путей. Плита перекрытия над путями устраивается с сеткой колонн 15 х 15 м, чьи оси параллельны осям путей;

- транспортная артерия, продолжающая мост Шарля де Голля, не пересекает комплекс вокзала, но огибает его. Крытые платформы становятся оживленным общественным пространством по аналогии с вокзалом Аточа в Мадриде, реконструированным Рафаэлем Монео;

- к югу от вокзала создается новый транспортный узел, строятся офисые и торговые здания;

- общая композиция застройки основана на системе широтных и меридиональных «прострелов», призванных обеспечить визуальные связи вокзала и находящегося неподалеку госпиталя Питье- Сальпетриер [Pitie-Salpetriere] с капеллой Сен-Луи [Saint-Louis], памятника архитектуры XVII в., со знаковыми зданиями Парижа.

На основе этих разработок в 2000 г. был принят новый градостроительный регламент. В соответствии с ним квартал Аустерлиц был поделен на три участка: зона вокзала отошла в ведение Национального железнодорожного общества (SNCF), южный сектор - архитектору Бернару Рейшену, а северный остался за Девиллером. Со строительством Центра дизайна и моды (см. с. 94-95) работы в нем должны завершиться.



Компания Клипсо Юнион, официальный поставщик продукции Clipso в Украину и страны СНГ

Clipso.ua

Запущен обновленный сайт компании "Клипсо Юнион" по адресу clipso.ua. Добро пожаловать!

Вызов замерщика

Вызвать замерщика

Поиск

Экологичность

Согласно экологическим нормам Франции, продукция Clipso практически не содержит вредных веществ и соединений.