г. Киев
пр. Московский 8, офис 316

тел.: (044) 237-18-47
Главная Наши работы Вопрос - Ответ Контакты

Выставка французской архитектуры

Симон Тексье [Simon Texier]

Начатое в 1987-м с первыми разработками Парижской мастерской урбанизма преобразование испещренной железнодорожными путями промзоны между вокзалом Аустерлиц и окружной автодорогой в полноценный городской квартал должно завершиться в 2010 году. Район получил название Paris Rive Gauche и статус ZAC , подразумевающий особое градо-регулирование. Эта территория площадью 130 га представляет собой настоящий сгусток современной французской архитектуры, показательнейший пример ее развития за последние 25 лет. Эволюция особенно отчетливо бросается в глаза в районе улицы Нёв Тольбьяк [Neuve Tolbiac], к северу от которой, вокруг Национальной библиотеки, царит регулярная застройка, а к югу - живописная, более разнообразная и насыщенная цветом, созданная в соответствии с правилами, установленными Кристианом де Портзампарком для сектора Массена [Massena].

1990: Современный порядок и украшательство

Здания, построенные в девяностых, отражают тягу к упорядоченности, характерную для начального этапа становления района. По обе стороны Национальной библиотеки, созданной Домиником Перро, Ролан Швейцер разрабатывает правила застройки, в которых превалирует стремление к неотступному следованию красным линиям и созданию архитектуры строгих форм. В итоге здания Филиппа Газо, Жоржа Морьо, Пьера Ганне, а также Жака Рипо с Денизой Дюар, завершенные в 1996 г., формируют однородный ансамбль, чьи главные черты предопределены уложениями Швейцера.

Завершенная в 1998 г. Национальная библиотека, возвышаясь четырьмя башнями книгохранилищ, окружающих пейзажный парк, сообщает застройке монументальный масштаб. Широкий прямой фронт эспланады библиотеки, растянувшийся вдоль реки, несколько смягчается дугами пешеходного моста Симоны де Бовуар, построенного Дитмаром Фейхтингером в 2006 году, в то время как крупные жилые дома, созданные по проектам Франсиса Солера (1997) и Франка Хаммутена (2000) в глубине квартала, оживляют довольно монотонную застройку. В первом случае сплошное витражное остекление квартир покрыто шелкографией по мотивам фресок Джулио Романо в Мантуе, во втором - свободно расположенные щелевидные проемы складываются в «вибрирующий» орнамент.

Сооруженная в конце 90-х капелла Нотр- Дам де ля Сажесс (архитектор Пьер-Луи Фалоси), напротив, апеллирует к рационалистической традиции, избегающей эффектов в духе пикчереска. Эта традиция затем подхватывается бюро Вгёпас & Gonzalez, комбинирующим в жилом доме на улице Шевалёре (2005) строгие геометричные формы.

Из-за шеренги зданий на набережной возникает вторая линия застройки, растянувшаяся вдоль авеню де Франс - «позвоночного столба» района. Она на 19 м выше домов на набережной, что, с одной стороны, позволяет установить перекличку с башнями, сооруженными неподалеку в 1960-1970-х гг., но с другой - усиливает ощущение сгущенности и массивности урбанистической структуры. Для того чтобы его сгладить, приходится прибегнуть к другому «языку». В секторе Аустерлиц, где координатором выступает Кристиан Девиллер, нейтральные офисные здания становятся фоном для такой яркой работы, как Центр моды и дизайна мастерской Jacob + Macfarlane (см. с. 94-95). Железобетонный каркас старых складов покрывается фасадом plug over - легким металлическим каркасом, заполненным стеклом, чей зеленоватый оттенок отсылает одновременно и к мутным водам Сены, и к обсаженному растительностью променаду, устроенному ландшафтным архитектором Мишелем Девинем у подножия комплекса.

2000: Новый тип урбанистического ландшафта

Какую форму придать новому району Парижа, абстрагируясь от отдельных архитектурных объектов? Занимаясь планировкой сектора Массе- на на южной оконечности ZAC, Портзампарк выдвигает в 1997 г. идею открытого квартала (Tlot ouvert).

Портзампарк выделяет три «возраста» города: исторический город (эпоха I), современный город (эпоха II) и город будущего (эпоха III), - обнаруживая между первым и вторым определенную общность: стремление к регулярности и упорядоченности. Новизна же современной ситуации, согласно архитектору, заключается в том, что некогда незыблемые и однозначные ориентиры, устремления, стили множатся, как будто после взрыва. Надо следовать этому процессу, а не сдерживать его. «Возведение каких-либо стен, ограничивающих этот взрыв, означает противопоставление планирования и развития», - считает Портзампарк, ссылаясь на город-архипелаг, на такое состояние территории, которое призвано побуждать «поиск новых связей, поэтику контрастов, другие более гибкие принципы единства - те, что не низводят творчество, но поощряют ансамбли, сотканные из различий». Представленный вместе с ландшафтным архитектором Тьерри Юо открытый квартал походит на «урбанистическую рощу» (bocage urbain), создающую благодатную почву для современной архитектуры, то есть, по Порт- зампарку, «архитектуры относительно свободной от условностей, от заданных объемных решений, от средств своего воплощения, от декоративных излишеств». Этот новый метод формирования города, главным принципом которого становится открытость и, как следствие, фрагментация, порождает уменьшение поверхностей стен, раскрытие интерьеров вовне, активное применение контрастных расцветок.

В результате каждый из уголков квартала Массена превращается в череду в прямом смысле ярких зданий. Самое запоминающееся зрелище открывается на улице Элен-Брион [Helene-Brion] - эдаком «каньоне», где бронза и кирпич корпусов физического факультета университета Пари—VII (архитекторы Ф.Шошон и Л.Пьер; мастерская Chaix & Morel) соседствуют с зелеными солнцезащитными сетками, имитирующими растительный орнамент, и оранжевыми стенами жилого дома бюро Badia-Berger (2008), а также с каштановым и золотым бетоном здания Beckman-N'Tepe (2007), играющего роль своебразной «ферматы» в сочной архитектурной партитуре.

Застроенная в соответствии с различными городскими «морфотипами» территория Рив-Гош вбирает в себя необычайное разнообразие концепций жилого дома, идет ли речь о ширине фасадов, «раскрое» объемов, расположении окон и дверей, выборе того или иного материала. Впрочем, современный эклектизм гораздо сильнее обусловлен соображениями формы, а не типологии; поначалу проявляясь в планировке и общей композиции объема, он «звучит» тем мощнее, чем шире выбор фасадных облицовок. На примере Рив-Гош хорошо видно, как и офисы - а они занимают всю срединную часть района - потихоньку отказываются от стандартного «бизнес-ланча» из двух блюд: железобетонного каркаса и сплошного витража. Еще важнее то, что здесь впервые в Париже появляются убедительные конверсии прома: завод компрессоров (Жозеф Леклер, 1891) усилиями Фредерика Бореля превращается в архитектурную школу, а комплексы Больших мельниц (Жорж Вибо, 1921) и Мучных складов (1950) - по проектам, соответственно, Руди Риччиотти и Николя Мишлена - в здания университета Пари—VII (2007). Все это подводит нас к вопросу о том, не является ли способность к творческому переосмыслению наследия едва ли не самым интересным свойством сегодняшней архитектуры?

Центр моды и дизайна [Cite de la mode et du design] Архитекторы Jacob + Macfarlane, 2005 Окончание строительства - 2008

Крупнейшая конверсия в северной части Рив-Гош. Построенные в 1907 г. архитектором Жоржем Моран-Густьо [Morin-Goustiaux] склады - одно из первых железобетонных сооружений Парижа - превращаются в новый центр моды и дизайна. Он станет первым и единственным общественным зданием в городе, непосредственно примыкающим к Сене, и будет открыт для публики и днем и ночью. Проект стремится стимулировать различные людские потоки, главным из которых является проложенный вдоль Сены променад. Этот променад благоустраивается и получает дублера - в виде обшитой деревом, озелененной палубы-террасы на крыше комплекса. Фасад из «морщинистого» стекла призван упаковать новые функции.



Пешеходный мост Симоны де Бовуар Архитектор Дитмар Фейхтингер [Dietmar Feichtinger], 2006

304-метровый переход соединяет Национальную библиотеку и квартал Тольбьяк с районом Берси на протвоположном берегу. Лишенная промежуточных опор конструкция, чей пролет составляет 194 м, минимально загромождает акваторию Сены, сохраняя широкие речные панорамы. Две арки, формирующие геометрию моста, при пересечении образуют «глаз», верх которого служит обзорной площадкой, откуда открывается вид на собор Нотр-Дам и исторический город. Внутри «глаза» находится крытое пространство (12 х 65 м), где могут располагаться киоски, кафе и другие некапитальные конструкции. Полотно моста замощено дубовой доской, ограждение - металлическое с заполнением сеткой.







Компания Клипсо Юнион, официальный поставщик продукции Clipso в Украину и страны СНГ

Clipso.ua

Запущен обновленный сайт компании "Клипсо Юнион" по адресу clipso.ua. Добро пожаловать!

Вызов замерщика

Вызвать замерщика

Поиск

Экологичность

Согласно экологическим нормам Франции, продукция Clipso практически не содержит вредных веществ и соединений.