г. Киев
пр. Московский 8, офис 316

тел.: (044) 237-18-47
Главная Наши работы Вопрос - Ответ Контакты

Читать тут

Театр по-норвежски: гибрид айсберга с фабрикой

Новую оперу в Осло часто сравнивают с сиднейской: скульптурная форма, белый цвет и эффектное расположение на кромке воды делают такую параллель неизбежной. Но на этом сходство заканчивается. Если Йорн Утцон создал яркий образ, столкнувшийся с почти непреодолимыми трудностями при реализации, то норвежское бюро прежде всего просчитало функциональность здания, угодив и конечному пользователю - компании «Норвежская опера и балет», и театралам, и просто горожанам.

В типологическом отношении это здание-ландшафт: врезающиеся в воды фьорда как айсберг ломаные белые плоскости одновременно служат кровлей разных уровней театра и открытой для публики прогулочной площадкой. На Всемирном фестивале архитектуры в Барселоне (см. ПР50) Оперный театр в Осло был назван лучшим зданием культурного назначения 2008 года.


Концепция

На международный конкурс, проведенный в 2001 г., было подано 230 проектов, но жюри выбрало предложение Snohetta единогласно. Будущее здание трактовалось в нем как сочетание трех элементов. Первый из них называется Wave Wall, что буквально означает «волнолом» и символизирует стык между морем и землей, обыденной жизнью и искусством. Именно такой энергичный образ воплощает передняя часть здания, в которой сосредоточены все помещения для зрителей. Но словосочетание wave wall может быть прочтено и буквально, как «стена-волна», и такой мотив стал основным в архитектуре фойе и зрительных залов. Второй элемент, «Фабрика», предназначен для театральных мастерских и репетиционных залов, включенных в тело театра, но при этом выделенных в достаточно автономное целое. Снаружи «Фабрика» выглядит как коробка из перфорированного алюминия. Третий, «Ковер», отвечает за взаимодействие театра с городом: горизонтальность композиции и полная физическая доступность променада-крыши должны отражать демократичность этого пространства и принадлежность театра горожанам.

Ситуация

Строительство Оперы является частью проекта джентрификации портового района Бьорвика на берегу фьорда Осло. После вывода доков прибрежная дорога должна быть убрана под землю, так что площадка, на которой стоит театр, окажется связана с новым жилым районом парковой зоной. Часть здания опирается на скалу полуострова, а часть стоит на искусственной платформе, причем пространство под сценой заглублено на 11,9 м ниже уровня моря. Расположенный в 400 м от платформы морской пассажирский терминал будет продолжать работать - вокруг театра пришлось соорудить подводный барьер, предотвращающий столкновение с большими судами.

Экстерьер

Не будучи членом Европейского Союза, Норвегия игнорирует принятые в ЕС нормы безопасности, требующие ограждения поверхностей, с которых можно упасть. Для превращения пологих скатов крыши в прогулочную площадку их не пришлось уродовать перилами. Плоскости «Ковра» облицованы итальянским мрамором La Facciata, прочным и сохраняющим белизну в мокром состоянии. Распределение блоков камня и фактурная обработка поверхностей продумывались художниками Кристианом Блистадом, Калле Грюде и Йоруном Саннесом [Kristian Blystad, Kalle Grude, Jorunn Sannes].

Прогуливающиеся могут любоваться не только открывающимися с крыши видами на город и фьорд с островками, но и ландшафтом самого театра, напоминающими скалы выступами фойе, коробками сцены и технических помещений. В фойе интересно заглядывать через стекло, а глухие объемы облицованы алюминиевыми панелями, над дизайном которых работали художники Астрид Лоэвас и Керстен Вагле [Astrid Lovaas, Kirsten Wagle]. Чередование рядов выпуклых полусфер и вогнутых конусов воспроизводит узоры традиционного норвежского текстиля. Все фактуры рассчитаны на эффект меняющегося освещения.

Внутреннее устройство

Здание делится на две части «внутренней улицей», идущей с севера на юг. К западу от нее находятся зрительные залы и все общественные помещения, а к востоку- декорационные и костюмерные мастерские, репетиционные площадки, а также помещения для обслуживания актеров, включая гимнастический зал и душевые.

Главный вход для зрителей устроен на западной оконечности здания, где крыша почти смыкается с полом. Между входом и пространством фойе встроены четыре свободно стоящих объема, спроектированных художником Олафуром Элиассоном [Olafur Eliasson], уже сотрудничавшим со Snohetta при устройстве летнего павильона лондонской галереи Serpentine в 2007 году (см. ПП7). По словам художника, дизайн решетчатой облицовки этих объемов навеян фактурой ледников и кристаллов льда. Внутри двух из них находится гардероб, а два других вмещают туалеты, интерьер которых также создан Элиассоном.

Верхний уровень фойе выдается наружу уступом, остекленным с трех сторон. В интерьере открываются виды на фьорд и на город, а с улицы после наступления сумерек становится видна подсвеченная деревянная «волна», за которой скрываются проходы и лестницы, ведущие в зрительный зал.

Большой зал на 1370 человек имеет классическую подковообразную форму с партером, ложами и тремя балконами. Размер портала сцены и оркестровой ямы может меняться в зависимости от характера представления. Все твердые поверхности отделаны мореным дубом. Акустика обеспечивается посредством балконов обтекаемой формы, драпировок в задней части аудитории, технической галереи, консольно нависающей над залом, а также отказа от фальшпотолка: овальный звукоотражатель закреплен непосредственно на конструкции крыши. Свою лепту в совершенство акустики вносит и специально спроектированная Snohetta люстра, 5800 хрусталиков которой распределены так, чтобы отражать звуковые волны наиболее благоприятным образом. Источником света служат 800 светодиодов. Это первый случай в мире, когда столь большое помещение освещается исключительно светодиодами. Дизайн занавеса создан американской художницей Пэ Уайт [Рае White], преобразовавшей в гобелен цифровые фото мятой алюминиевой фольги.


«Вторая сцена» вместимостью 400 человек имеет более нейтральный облик. Основная особенность этого зала - трансформируемость: система люков и подъемников позволяет по-разному составлять ряды кресел или убирать их совсем, освобождая место для танцпола или для банкетных столов. При проведении рок-концертов естественная акустика зала приглушается.

Репетиционный зал оркестра, расположенный справа от сцены большого зала, иногда используется для проведения концертов. Из фойе вдоль южного фасада здания к нему ведет коридор.

Зона «фабрики» спланирована предельно функционально-с учетом пожеланий сотрудников театра. Отделенная от зрительской части пересекающим здание коридором, она, в свою очередь, делится на отнесенные к северу «твердые мастерские», где изготавливаются декорации, и на южные «мягкие» - для костюмов и париков. Также в южном сегменте, примыкающем к сцене, находятся гримерные, на втором уровне - офисы администрации, а на третьем и четвертом уровнях - репетиционные залы балетной и певческой трупп. В нижних уровнях центр южного сегмента занимает зеленый внутренний двор.

Люстра большого зала состоит из 800 светодиодов. Это первый в мире случай, когда столь большое пространство освещается исключительно посредством светодиодов

По сравнению с большим залом вторая сцена имеет более технологичный облик. Система люков и подъемников позволяет по-разному составлять ряды кресел или убирать их совсем, освобождая место для танцпола или для банкетных столов














Компания Клипсо Юнион, официальный поставщик продукции Clipso в Украину и страны СНГ

Clipso.ua

Запущен обновленный сайт компании "Клипсо Юнион" по адресу clipso.ua. Добро пожаловать!

Вызов замерщика

Вызвать замерщика

Поиск

Экологичность

Согласно экологическим нормам Франции, продукция Clipso практически не содержит вредных веществ и соединений.