г. Киев
пр. Московский 8, офис 316

тел.: (044) 237-18-47
Главная Наши работы Вопрос - Ответ Контакты

Юнья Ишигами: Новый игрок на архитектурной сцене

Наш «зеленый» раздел завершают работы Юньи Ишигами [Junya Ishigami]. Интересы молодого, но уже известного японца, получившего в прошлом году премию «Вызов времени» Фонда Якова Чернихова (см. ПР50), не замыкаются на взаимоотношениях архитектуры и природы. Его творчество отличает стремление переосмыслить самые разнообразные границы - в том числе между домом и внешней средой, которая может быть как естественной, так и рукотворной. Сооружения Ишигами решены как геометрически правильные объемы из традиционных материалов, в которые упакованы традиционные функции. Взаимоотношение архитектуры и природы Ишигами также решает традиционными для проектной дисциплины методами: главным образом средствами зонирования и измельчения масштаба. Но тем интереснее достигаемые при этом результаты.

В Европе Ишигами создал пока всего один проект. Да и то выставочный. Речь идет о работе, показанной Японией на прошедшей архитектурной биеннале. Инсталляция «Экстремальная природа: ландшафт неоднозначных пространств» снискала у посетителей Джардини Публико особую популярность. Павильон Японии архитектор оставил абсолютно пустым. Карандашные рисунки на стенах с изображением садов и зданий стали единственным оформлением этого пространства. Зато вокруг павильона было сооружено несколько объектов. В боксах из стекла, поддерживаемого едва заметной металлической конструкцией, разместились композиции из разнообразных растений, составленные по древним законам икебаны. Поскольку павильон Японии и так окружен обильной растительностью городского парка, природный мир раскинулся по обе стороны стеклянных стен: прозрачная граница между внешним и внутренним стала эфемерной вдвойне. Пустые залы павильона, украшенные графикой, сады в хрупких оранжерейных боксах, вторящий икебанам природный ландшафт - все сложилось в единую инсталляцию на тему размытости и взаимозаменяемости всевозможных границ. Как отметил комиссар японского павильона Таро Игараши [Taro Igarashi], сделан радикальный шаг на пути к развеществлению объекта - шаг, сравнимый с такими знаковыми постройками, как Хрустальный дворец и Эйфелева башня.

Тесно связано с природой и здание лабораторного корпуса Технологического института в Канагаве. «Архитектура, доведенная до предельного минимума», - так отзывается о постройке обозреватель журнала Architectural record Наоми Р. Поллок [Naomi R. Pollock]. Вторя ей, Джулиан Уоррэлл [Julian Worrall] в эссе «Ишигама в Канагаве» характеризует это здание одним словом - легкости. Остекленные параллелепипеды Ишигами заставляют вспомнить Миса ван дер Роэ. Но если лаконичность ААиса обусловлена стремлением обратиться к первоосновам архитектурной дисциплины, то для Ишигами главное добиться синтеза объекта и среды: дом должен возникать как бы естественно, органично «вырастать» на отведенном под строительство участке. На передний план выступает образность построек, а не их назначение или конструктивная схема. Такой подход отличает произведения Ишигами от объектов известного архитектурного бюро SANAA, где тот проработал четыре года после окончания Токийского университета искусств. Юки Самнер [Yuki Sumner] в журнале Architectural Review отмечает, что в отличие от SANAA, у которых колонны выполняют, как правило, сугубо конструктивную роль, стойки у Ишигами становятся средством художественной игрыз. Произвольность их расположения не только обеспечивает многообразие ракурсов, но и модулирует пространство, членит его на функциональные зоны, задает маршруты движения внутри здания. Д.Уоррелл определяет этот прием как сюрреалистическую составляющую творчества Ишигами. Сюда он также относит стремление архитектора стереть границы между внешним и внутренним пространством. И в том и в другом случае, считает Уоррел, прослеживается желание максимально приблизиться к пределам реализуемого, а, возможно, и преодолеть ту грань, что отделяет реальное от ирреального.

Экспериментальная составляющая творчества Ишигами наглядно выражается в его дизайнерских работах. Так, в 2005 г. Ишигами разработал стол, столешница которого сделана из стального листа толщиной всего 3 мм. Конструкция представляет собой подобие спирали: она расправляется под весом поставленных на нее вещей, которые визуально отрываются от поверхности стола и как бы парят в воздухе. Описывая столь необычный предмет, Йошиоки Иши [Yoshiyuki Ishii] в статье «Стол под напряжением» сравнивает его с творением природы: с камнями и цветами, естественными составляющими окружающей среды4. Заметим, что изначально объект был спроектирован для ресторана, в обеденном зале которого площадью около 50 кв. м должно было помещаться всего 3-4 стола. Именно эти столы структурировали пространство, превращаясь из простой меблировки в неотъемлемую часть архитектурного решения интерьера.

Игра в архитектуру продолжается и в инсталляции, представленной Ишигами на выставке «Пространство для твоего будущего» в Музее современного искусства Токио в 2008 г. Под потолком музейного пространства парит кубовидный, блестящий 14-метровый объект. Его ясно очерченный, но как бы лишенный массы объем растворяется в отражениях стен, заставляя в очередной раз задуматься о природе архитектуры и границах ее возможностей.

Другое сооружение Ишигами демонстрирует тонкое понимание пространства и уважительное отношение к контексту. В реконструированном индустриальном здании в Нью-Йорке архитектор размещает бутик Йоши Ямамото. Как замечает Флориан Айденбург [Florian Idenburg] в статье «HJoy-рум в Нью-Йорке», архитектор предлагает новый способ переустройства существующей городской застройкиз. Ишигами смело членит одноэтажный объем здания на два, проложив между ними диагональ проулка. Получается сооружение похожее на клешню. Разделение комплекса на трапециевидный и треугольный объемы подкрепляется и функциональным различием двух корпусов: в первом расположены склады, а во втором - непосредственно шоу-рум. Треугольный осколок последнего, чья форма задана сходящимися улицами, демонстрирует свойственное Ишигами умение сделать так, чтобы новое здание слилось с окружающей средой.

Крупные оконные проемы в сочетании с треугольной формой обеспечивают сквозную оптическую проницаемость постройки: бросив взгляд на витрину магазина, пешеход непременно видит на заднем плане соседнюю улицу. Как замечает Айденбург, мастерское использование стекла делает объект внешне более пластичным, способным к деформации. Так, один из углов треугольника прорезается остроконечным оконным проемом, в другом месте стекло изгибается, повторяя чуть изогнутые очертания стены. Вписывая здание в застройку индустриального района, архитектор возводит стены из очищенных от краски старых кирпичей, добавляя фасаду нотку старины.

Уникальное видение архитектуры, способность заставлять исчезать объект или становиться яркой частью окружающего ландшафта, умение сочетать трюкачество с формотворчеством, лаконизму которого позавидовал бы Мис, - все это позволяет называть Юнья Ишигами подлинным новатором. Кажущиеся утопичными идеи он с успехом воплощает в жизнь. И пусть внешне его архитектуре не свойственна радикальность или революционность, каждое творение Ишигами заставляет всех поражаться возможностям, которые способна открыть архитектура.


Лабораторный корпус KAIT (Технологического института в Канагаве) заставляет по- новому взглянуть на минимализм в архитектуре и его возможные пути развития. Здание представляет собой полностью остекленный одноэтажный объем, в плане приближенный к квадрату (46 х 47 м). С каждой стороны постройки расположены входы. Главный из них обращен к студенческому кампусу и акцентирован небольшим навесом. Не разделенный внутренними перегородками, интерьер структурируется благодаря «произвольно» расположенным трем сотням тончайших колонн, каждая из которых имеет свое сечение и по-особому развернута в пространстве. Такой прием позволяет архитектору, не расчленяя здание на отдельные помещения, создать 14 различных функциональных зон, плавно перетекающих друг в друга. Колонны, расстояния между которыми варьируются от 4 м до 14 мм, уподобляются миру живой природы, фантазийному лесу с тянущимися вверх стволами деревьев. Благодаря столь живописному решению здание становится органичной частью окружающего природного ландшафта. Стеклянные стены выполняют роль интерфейса: они не только создают перекличку внутреннего и внешнего пространств, но и отражают обступающие лабораторный корпус деревья, посылая зрителю прозрачный намек на ИСТОКИ тектоники сооружения. Фото Иван Баан [Iwan Ваап]







Юнья Ишигалли [Junya Ishigami] Хидеаки Оба [Hideaki Ohba]

Экстремальная природа: Ландшафт неоднозначных пространств

Экспозиция Японии на XI Биеннале архитектуры в Венеции 2008

Главная задача Юньи Ишигами состояла в том, чтобы наметить пути органического единства природы и архитектуры. Единства, при котором сооружения не рядятся в зеленые одежды, сохраняя свой внеприродный характер, но при этом смешиваются с ландшафтом. Это обеспечивается несколькими путями: во-первых, субтильным дроблением зеленых зон и пятен застройки, в результате чего одно растворяется в другом; во-вторых, дематериализацией зданий - боксы из стекла с минимальными несущими конструкциями исчезают среди густых насаждений; в-третьих, растения активно проникают в интерьеры этих «теплиц», размывая границу между внутренним и внешним пространством.

Вокруг павильона Японии архитектор расставляет в живописном порядке несколько стеклянных боксов. Благодаря точнейшим вычислениям их стойки и балки чрезвычайно тонки - не шире ствола саженца дерева. Экспериментальный характер конструкций, по задумке Ишигами, продолжает традиции Всемирных выставок. Первым на память, естественно, приходит Хрустальный дворец. Совместно с ботаником Хидеаки Обой Ишигами создает камерный пейзажный сад. Внутри «теплиц» растения складываются в крупные икебаны, снаружи смешиваются с существующей зеленью, проявляясь лишь при внимательном разглядывании минипарка. Соотношение между растительностью и архитектурой таково, что они выступают как равные партнеры. Ни один из двух основных компонентов этой среды на доминирование не претендует.

Свои фантазии на тему архитектуры и природы Ишигами переносит в пространство павильона. Архитектор полностью освобождает его от объектов, красит стены в белый цвет и покрывает их «фресками» контурных карандашных рисунков с комментариями, написанными от руки. Обычно предметом медитаций и вдумчивых созерцаний являются картины естественного ландшафта, но усилиями Ишигами умиротворение достигается внутри экспозиционной коробки, где роль окон в природу играют легкие, почти детские рисунки, ставшие уже фирменным знаком 34-летнего японца. Фото Надежда Серебрякова, Елена Петухова/Format













Компания Клипсо Юнион, официальный поставщик продукции Clipso в Украину и страны СНГ

Clipso.ua

Запущен обновленный сайт компании "Клипсо Юнион" по адресу clipso.ua. Добро пожаловать!

Вызов замерщика

Вызвать замерщика

Поиск

Экологичность

Согласно экологическим нормам Франции, продукция Clipso практически не содержит вредных веществ и соединений.