г. Киев
пр. Московский 8, офис 316

тел.: (044) 237-18-47
Главная Наши работы Вопрос - Ответ Контакты

Зеленая архитектура

Стефано Боери

Сойти с пьедестала Патрик Блан

Новый игрок на архитектурной сцене

Большинство материалов нашего «зеленого» раздела почерпнуто из итальянского журнала Abitare. Речь не только об его экспозиции на XI Венецианской биеннале. Так, постройки R&Sie(n), HUSOS и Triptyque были опубликованы в 487-м номере журнала (ноябрь 2008), а статья-манифест Стефано Боери - в 480-м (март 2008). Именно с именем этого известного архитектора связано серьезное переформатирование издания, ранее ориентированного на интерьерный дизайн. Боери стал главным редактором Abitare в сентябре 2007 г., до этого в течение трех лет он занимал такой же пост в журнале Domus. С одной стороны, Боери отличает тонкое культурное чутье, с другой -он располагает весьма обширным кругом контактов и знакомств. Это, в частности, позволяет ему привлекать к сотрудничеству с журналом знаменитостей из самых разных областей: лауреата Нобелевской премии политературе Орхана Памука, влиятельного куратора Ханса-Ульриха Обриста, популярного дизайнера Константина Грчича и др. Присутствие на страницах Abitare фигур подобного масштаба выводит издание за пределы узкого профессионального круга, вплетая его в широкий культурный и идейный контекст, что вполне соответствует традициям итальянской архитектурной периодики, чье становление и развитие связано с именами таких властителей умов и эрудитов, как Джио Понти, Эрнесто Натан Роджерс, Альдо Росси, Витторио Греготти.

Сойти с пьедестала

Соображения этики и философии оказывают сейчас все большее влияние на тех, кто занимается планировкой и преобразованием обитаемых пространств. Серьезные экологические проблемы, неудержимый рост населения, беспорядочная урбанизация, уничтожение природных ресурсов (растений и животных) свидетельствуют о том, что человечество как вид находится на грани самоубийства. В таких условиях, очевидно, нельзя более руководствоваться принципами, ценностями и интересами нашего вида в отрыве от остальных. Необходим новый подход, увязывающий развитие человечества с будущим планеты в целом.

Следуя этому целостному подходу и не забывая об интересах человечества, надо заняться первым делом защитой и активной поддержкой животных и растений. Необходимо приложить усилия, чтобы восстановить леса, вернуть природе часть территорий, освоенных человеком, возвратить животных в города, восстановить флору и фауну океанов и других крупных водоемов нашей планеты.

Неантропоцентрическая этика не сбрасывает человечество со счетов, но связывает выживание нашего вида с более широким кругом ограничений и возможностей. То есть новая этика не призывает бросить людей на произвол судьбы, а просто помещает их в центр нового дискурса, в рамках которого человечество как «венец творения» более не стоит в одиночестве на пьедестале. Планировать будущее для всей планеты можно только так.

Несомненно, первой площадкой для испытаний новой этики становится городская среда. Современный мегаполис, очевидно, является местом наибольшей концентрации той самой негативной энергии - демографической, экологической, экономической, которая толкает человечество к видовому самоубийству. Это также место, где неравенство и несправедливость, характерные для человеческой расы, проявляются особенно явно.

Чтобы обеспечить жизнеспособность неантропоцентрической этики, необходим новый подход к формированию городского пространства, заключающийся в отказе от права сильного в пользу равноправного сосуществования человечества с разнообразными формами жизни. Это означает увеличение социальной мобильности, более равноправные отношения с животным миром, построение новых, более тесных связей с миром растений. Градостроительную политику следует основывать на принципах и ценностях, направленных на защиту интересов экосферы в целом.

Изменения в градостроительной политике, к которым ведет следование неантропоцентрической этике, будут весьма радикальны. В рамках этой стратегии, направленной на раскрытие возможностей «глобального сада» (в терминах ландшафтного архитектора Жиля Клемана), можно выделить два направления: самоограничение и «прививки». Первое направление подразумевает сокращение, а местами и приостановку строительной активности, освоения новых территорий и т.п. Второе - разработку стратегии выявления ключевых точек в антропоцентрической структуре города и внедрения туда элементов, способных изменить направление развития, обогатив среду и увеличив ее биологическое разнообразие.

Такая стратегия может претворяться в жизнь тремя разными способами. Первый способ - ренатурализация (возвращение к природе) урбанизированных территорий. Неантропоцентрическая этика переворачивает наше мировосприятие: городские пространства, эти сгустки человеческой активности в складках цемента и асфальта, теперь воспринимаются извне. Великие равнины, пространства, не освоенные человеком, хоть и сокращаются в размерах, но все еще окружают города. Идея заключается в возвращении ключевых точек города в естественное природное состояние. Речь идет, к примеру, об озеленении периферийных зон и инфраструктурных коридоров, о преобразовании заброшенных сельскохозяйственных земель в охраняемые природные территории, о создании зеленых зон в разрывах городской ткани, о постепенном внедрении зеленых кровель и фасадов. Совокупность таких действий приведет к позитивному изменению всего обитаемого пространства.

Вторая группа мер связана с расширением биологического разнообразия, с равноправным сосуществованием людей и животных в условиях города. Необходимо срочно позаботиться о том, чтобы животные, способные существовать не только в строго ограниченных, специально отведенных им ареалах, но и в городских экосистемах, получили возможность свободного перемещения в городской черте. Для этого следует создавать парки и оазисы, развитие которых происходит по законам не человека, но животного мира. Самодостаточность этих зон снова приводит к инверсии восприятия: животные оттуда наблюдают за тем, как мы существуем внутри искусственно созданных границ. Не менее важно освоение животными земель, оставленных человеком, поиск нового равновесия в сосуществовании животных и людей (как это произошло на Апеннинах, теперь снова заселенных дикими кабанами), обеспечение свободной миграции животных через населенные территории (например, использование городских крыш перелетными птицами в качестве стоянок).

Впрочем, любые эксперименты в области неантропоцентрической городской этики следует начинать со сферы человеческих взаимоотношений, понимаемых в современном ключе. Глобализация в первую очередь - виртуальна. Это значит, что свободное движение визуальных и информационных потоков обусловливает такое положение вещей, при котором человека следует рассматривать в широком географическом контексте, а не в привязке к отвлеченной системе координат.

Неатропоцентрическая городская биополитика подразумевает управление городом без опоры на исторические и идеологические категории, «слишком человеческие» по своей сути. Мы должны обойтись без устаревших оппозиций центр - периферия, общественное - частное, локальное - глобальное. На их место придет новая описательная география, рассматривающая население, пространственное и экономическое равновесие городов с точки зрения их развития как часть более общей грамматики порождения пространства.

Если рассматривать экосистему города как совокупность разнонаправленных сил, то изучение путей развития населенных территорий может привести к пониманию урбанизации как ограничения развития других форм жизни, а процессов убывания городов и уменьшения человеческого присутствия - как реколонизации пространства природой. Также, например, изменения в природе, вызванные миграцией людей, можно рассматривать как генератор ограничений и стимулов для ее дальнейшего развития, а не только как источник социальных рисков.

Благодаря небольшому, но принципиальному изменению точки зрения, эти чрезвычайно насущные и актуальные вопросы теперь предстают в совершенно новом свете.

На XI Биеннале архитектуры в Венеции (осень 2008) журнал Abitare совместно с коллегами из Volume представил экспозицию «Устойчивые дистопии». Этот выставочный проект, показанный в павильоне Италии, продолжает и развивает тезисы о «неантропоцентрической этике» городского планирования, выдвинутые в редакционной статье Стефано Боери, опубликованной в 480 номере Abitare (см. предыдущий разворот). При том, что мир несомненно нуждается в новых, дружественных флоре и фауне подходах к организации обитаемой среды, слепое следование идеологии «устойчивого развития» (sustainability), как и любому другому претендующему на глобальное господство нарративу, рискует в конце концов привести к свертыванию демократии и упадку городов - традиционных очагов свободомыслия. Ведь в конце концов не только утопии, но и дистопии, их негативные двойники, возникают в процессе домысливания и достраивания жизни, подчиненной вроде бы идеалам: скажем, идеалу счастья («О дивный новый мир» Олдоса Хаксли) или идеалу порядка («Мы» Евгения Замятина).

Ядром экспозиции Abitare служат три куба. Они одновременно являются и подма- кетниками и хранилищами книг, архивов и прочих материалов, связанных с темой устойчивого развития. Каждый из этих кубов посвящен определенному сценарию, который, с одной стороны, может способствовать решению экологических проблем, а с другой - привести к негативным последствиям в жизни городов. ФотоДжованны Сильвы [Giovanna Silva]

Abitare / Стефано Боери [Stefano Boeri]

Проект Sustainable Dystopias (Устойчивые дистопии)




Сценарий сфокусирован на теме активного озеленения городского пространства и возделывания в его пределах различных сельскохозяйственных культур. Политика поощрения озеленения как вертикальных (зеленые стены), так и горизонтальных поверхностей (крыш, эстакад и проч.) может быть увязана с развитием пищевой промышленности - становлением фермерства в пределах городской черты (zero kilometre farming). В совокупности это должно привести, по выражению Боери, к «деминерализации» урбанистической среды. Однако чрезмерное расширение сельхозугодий повлечет за собой сокращение животного и растительного многообразия, создание монотонного городского пейзажа. Для спонтанного распространения флоры и фауны попросту не останется места.

Другой сценарий посвящен политике возращения природы в город (ренатурализации). Сокращение, а порой и прекращение людской хозяйственной активности в некоторых районах приведет к тому, что природа «колонизирует» мегаполис. Появятся зоны, свободные от присутствия и влияния человека, зоны, в которых, как пишет Боери, «животные смогут наблюдать за нами». Однако идея диких или неокультуренных зон в городе ставит вопросы, на которые непросто найти ответ. Ведь люди, теснимые лесами и зверями, могут в конце концов покинуть мегаполис и укорениться за городом - на лоне того, что сейчас зовется природой.

Третий сценарий связан с повсеместным распространением технологий энергосбережения (солнечных батарей, ветровых станций, геотермальных колодцев и проч.). Развитие этой тенденции может привести к становлению нового урбанистического ландшафта, где первостепенную роль станут играть не постройки или характер ландшафта, но разного рода технические приспособления для поглощения и накопления солнечной энергии, а также сбора талых, дождевых и сточных вод. «Этот процесс, - указывает Боери, - может превратить предметно-пространственную среду в поле тоталитарного контроля. Здесь нам бы хорошо заново приобщиться к тому старому и безысходному видению будущего, которое предсказывало, что технологии и технократия будут проникать в самые потаенные сферы человеческой жизни».

Фасад этого дома в районе улицы Бельвиль представляет собой настоящий биотоп. Здесь, по утверждению Стефани Лаво [Stephanie Lavaux], одного из партнеров R&Sie(n), уже гнездятся голуби, дрозды сюда прилетают кормиться паучками. Работа архитекторов, направленная на увеличение биологического разнообразия отдельно взятого района Парижа, судя по всему, увенчалась успехом.



Жилой дом imlostinParis [затерявшийся-в-Париже] 2008

Поддержание здоровой естественной среды в наши дни уже не мыслимо без вмешательства человека. Дом R&Sie(n) является не только «машиной для жилья», но и биологической машиной. Устойчивость сложившегося вокруг него биотопа зависит от целого арсенала технических приспособлений. Некоторые из них замаскированы или убраны в подполье, другие выставлены напоказ, напоминая о том, что здание помимо прочего является и эстетически осмысленным объектом.

В стены бетонной коробки заделываются стальные штыри, на них натягивается металлическая сетка. Она служит «шпалерой» для особо гибкого папоротника, привезенного из бельгийских лесов. 1200 папоротников высажены в зеленые «корзины», которые сделаны из искусственного дерна и крепятся к фасадной подконструкции посредством сетчатых захваток, а также в обычные горшки, размещающиеся в замаскированном насыпью приямке. Воду и питание папоротники получают с помощью находящейся в подвале системы гидропоники. Гидропоника является одним из самых экологичных способов выращивания растений в условиях дефицита нормальных почв. Растение питается корнями не в грунте, а в емкости с пористым или гранулированным заполнителем. Это требует частого полива специально приготовленным раствором, подающимся в точно рассчитанных дозах через определенные промежутки времени. Гидропоника позволяет обойтись без пакетированной «земли». Продаваемая в садоводческих магазинах «земля» на самом деле является не почвой, а смесью торфа с гранулами селитры. Торф же - невозобновляемый ресурс: на месте разработанных торфяников образуются болота.

Систему гидропоники дополняют 300 колб из муранского стекла. Эти экстравагантные «шишки» служат для разведения клубеньковых бактерий (Rhizobium). Благодаря микроорганизмам растения обогащаются азотом без применения химических удобрений. Придавая зданию образ загадочной лаборатории, колбы преломляют солнечные лучи, снабжая помещения дополнительным рассеянным светом. Фото R&sie(n)









Компания Клипсо Юнион, официальный поставщик продукции Clipso в Украину и страны СНГ

Clipso.ua

Запущен обновленный сайт компании "Клипсо Юнион" по адресу clipso.ua. Добро пожаловать!

Вызов замерщика

Вызвать замерщика

Поиск

Экологичность

Согласно экологическим нормам Франции, продукция Clipso практически не содержит вредных веществ и соединений.