г. Киев
пр. Московский 8, офис 316

тел.: (044) 237-18-47
Главная Наши работы Вопрос - Ответ Контакты

Маартен Баас

Маартен Баас Родился в 1978 г. в Арнсберге (Германия). В 2002 г. окончил Академию дизайна в Эйндховене (Голландия). В 2002 г. сделал серию «обгоревшей» мебели Smoke, три предмета из которой совместно с Moooi воспроизвел Марсель Вандерс [Marcel Wanders].

В 2004 г. подсвечник из коллекции Smoke был выставлен в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, а также в Музее Стеделийк в Амстердаме. В 2005 г. Баас вместе с Басом ден Хердером создал студию Baas & den Herder. На данный момент в студии работают десять сотрудников. В 2009 г.

Баас получил престижную профессиональную премию Miami Design Award 2009 г.

Сын протестантского пастора и учительницы начальных классов, Маартен Баас вырос в небольшой деревне. В юности он проявлял тягу к занятиям музыкой и театром, но остановился все же на более прагматичном индустриальном дизайне. Маартен не был блестящим студентом. «Я должен был учится четыре года, но в результате на положенный курс у меня ушли все шесть, - поведал он в интервью газете International Herald Tribune.- Это было очень непростое время. После первого курса я уже было бросил учебу, но старшие приятели меня вытащили. Затем я заваливал экзамены еще пару раз». Впрочем, Баасу-студенту нельзя было отказать в стремлении к нешаблонным решениям. Своим девизом он избрал высказывание знаменитого голландского графического дизайнера Антона Бееке: «Иметь свой собственный стиль - это все равно что сидеть в тюрьме». «Я стараюсь перескакивать от одного к другому,-признался Баас миланскому журналу.-У дизайнеров принято считать, что иметь свой стиль необычайно важно, я же абсолютно согласен с Антоном, что это очень ограничивает».

Способность «перескакивать от одного к другому» - лучшая характеристика творчества Бааса. Сложно поверить, что мягкие, пластичные, какие-то по-детски наивные предметы, составляющие серию Clay, сделал тот же самый дизайнер, что и вороненые колючие остовы из коллекции Smoke. Впрочем, в абсолютно разных и по очертанию, и по настроению объектах можно все же усмотреть и определенное единство. Все они отражают стремление найти прекрасное во всяческих неправильностях, отклонениях от нормы. «Я много думал о красоте и идеале, которыми в дизайне принято считать гладкие поверхности и симметричные уравновешенные формы, - рассказал Баас журналу Icon. - Но для нас же совершенна природа, хотя, скажем, горный ландшафт далеко не гладок и не симметричен. Как же он может нравиться? Если у вас царапина на машине, то вы хотите замаскировать ее, но не делают ли изъяны предмет богаче и насыщеннее? Если что-нибудь ломается, разве новые очертания не могут стать лучше прежних? В результате этих размышлений я начал работать от противного».

Баас разбивал и плавил предметы, ломал и сбрасывал их с балкона. А однажды решил поджечь. Идея жженой мебели так увлекла дизайнера, что у себя в саду он стал упорно оттачивать технологию обжига, используя деревянные балки.

В мае 2004 г. Баас представил серию Smoke в нью-йоркской галерее Moss. Его персональная выставка называлась "Where Theres Smoke..." или «Там, где дым...» Обработке на медленном огне подверглись 25 шедевров мирового дизайна: произведения Гауди, Имза, Ритвельда, Соттсасса. Выставка имела огромный успех. За ней последовал заказ от Музея современного искусства в Гронингене. Для создания коллекции «Ночные выбросы» (Nocturnal Emissions) Музей предоставил Маартену на «обожжение» целую комнату антикварной мебели. Позднее, в 2007 г., на открытии новой галереи Moss в Лос-Анджелесе экспонировался обожженный рояль Steinway 1934 года.

Баас начал получать все больше заказов на обжиг. В 2005 г. он вынужден был расширить студию. Так началось его сотрудничество с Басом ден Хердером. В настоящее время студия Baas & den Herder подразделяется на две части, в одной из которых Маартен занимается разработкой новых проектов, а в другой - ден Хердер клеит, пилит, строгает и обжигает мебель. Студия находится в сельском местечке Ваалре (Waalre) неподалеку от Эйндховена. На первый взгляд она выглядит хаотично, однако каждый предмет пронумерован и подписан, а весь процесс производства четко спланирован.

Благодаря отлаженной организации процесса разработки и производства вещей, Маартен становится весьма плодовитым дизайнером. Так, в 2005 г. для Миланского мебельного салона он создает специальную коллекцию Treasure, сделанную из отходов производства, а также склеенных между собой предметов мебели и откликающуюся на две актуальные ныне тенденции: моду на винтажные объекты и на использование технологий повторной переработки или применения ранее использованных материалов и вещей. В 2006-м опять же в Милане Баас представляет серию Clay, ставшую достойным продолжением Smoke. Мебель этой серии выполнена из полимерной глины локальных ярких цветов. Благодаря вмятинам и неровностям она напоминает вещи из пластилина. После Милана «лепная» мебель отправилась в Токио- Баас стал известен и на Востоке.


Год назад, в декабре 2009 г., в Майами прошла ретроспектива работ Маартена Бааса, приуроченная к вручению ему престижнейшей премии «Дизайнер года». Само слово «ретроспектива» в отношении 31 -летнего дизайнера звучит по меньшей мере странно. Впрочем, на церемонии вручения премии признанные мэтры не скупились на похвалы. «Его работы изменили горизонты восприятия современного дизайна и открыли путь молодому поколению дизайнеров»,-сказала, комментируя выбор жюри, исполнительный директор премии Вава Карпентер [Wava Carpenter], известная также как куратор Национального музея дизайна в Нью-Йорке. Ей вторила Амада Медда, директор ярмарки Design Miami: «Баас сделал так, что молодых дизайнеров зауважали. Это феноменальный талант, обладающий всеми качествами великого дизайнера, создающего сильные и разнообразные работы».

Получить звание «великого дизайнера» в тридцать один год совсем не просто- ведь ему нужно будет соответствовать всю оставшуюся жизнь. Впрочем, пока Баас демонстрирует отличную творческую форму. Так, один из его последних проектов - шкаф The Shell удивляет отсутствием привычных прямых углов и линий, он буквально завораживает своей гигантоманией и кричащей антифункциональностью. Работы Маартена «фланируют» на грани дизайна и искусства - можно сказать, что он мастер того приема «остранения», то есть придания неожиданных качеств банальным вещам, о котором когда-то, характеризуя поэтический язык, писал Виктор Шкловский. Вероятно, именно такой поэтики и не хватало буксующему в последнее время предметного дизайну.

Коллекция Smoke 2002 Maarten Baas

Процесс изготовления или, скорее, преображения этой мебели прост: обжиг и покрытие слоем прозрачной эпоксидки. Вся серия делается в студии Baas & Bas der Herder, за исключением барочной ее части: Smoke dining armchair (Обугленное столовое кресло) и Smoke chair (Обугленный стул) производятся голландской компанией Moooi.

Проект может быть интерпретирован как ритуальное уничтожение классики современного дизайна. Однако Баас отнюдь не имеет подобных амбиций. Он просто экспериментирует с огнем, ищет пути эволюции жанра. Так что Smoke - это скорее проект, посвященный преемственности, нежели отторжению достижений «отцов».



"Hey, chair, be a bookshelf!" 2005


Абажур у него становится вазой, а скрипка превращается в вешалку. Для создания инсталляций Маартену пришлось обойти немало магазинов подержанной мебели в Эйндховене и его округе, а также покопаться в мусорных контейнерах в поиске интересных вещей. У каждого объекта "Hey, chair, be a bookshelf!" («Эй, стул, стань этажеркой!») свои собственные составляющие, все они существуют в единственном экземпляре.

Предмет безусловно наделен изрядным чувством юмора. Он скорее смешон, нежели красив. Полное пренебрежение симметрией, а также упорядоченностью и зрительной устойчивостью-основными эстетическими принципами предметного дизайна,-апеллирует к натренированному по-новому взгляду: живому взгляду на мир, свободному ОТ каких-либо стереотипов

Коллекция Clay 2006



Мебель коллекции Clay сделана из полимерной глины, наложенной на металлический каркас. Все предметы изготовлены вручную без использования шаблонов. Каждый из них существует в единственном экземпляре. В коллекции используются восемь цветов: черный, белый, коричневый, красный, желтый, синий, оранжевый и зеленый.

Неровные поверхности Clay похожи на детские упражнения в лепке из пластилина. Подчеркнуто неправильные, будто мятые, «наивные» и зрительно неустойчивые формы напоминают также экстравагантные объекты таких необароккистов, как испанец Хаим Хайон [Jaime Науоп] или, например, Studio Job из Антверпена. Фото Маартен ван

Работы для Contrasts Gallery 2008


В июне 2008 года Баас готовил персональную выставку в Шанхае, в галерее Contrasts. Владелец галереи Пёрл Лам [Pearl Lam] предложила дизайнеру сделать совместный проект с китайскими производителями. Выбрав основным материалом дерево, Маартен начал активно работать с местными краснодеревщиками, способными выполнять уникальные проекты. Восток и Запад - сочетание приемов европейского дизайна и техники ассамбляжа с традиционной китайской резьбой по дереву- сделали возможным появление двух предметов - Chinese Objects Objects и Plastic Chair in Wood.

Каждый из нас хоть раз в жизни сидел на дешевом пластиковом стуле - идеальном образце анонимного дизайна, подручного предмета, на который никто не обращает внимания. Однако выполненный из дерева он абсолютно неузнаваем. Неузнаваема и его цена, ведь речь идет о вещи ручной работы. Фото Contrasts Gallery (Шанхай)

Real Time 2009-2010

Все проекты посвящены теме часов и времени. Так, в достаточно вместительном для одного человека корпусе «Дедушкиных часов» (Grandfather clock) встроено прозрачное окно-экран. На него проецируется фильм, создающий ощущение, что внутри часов стоит человек и рисует на циферблате время. Иногда он отвлекается, перекусывает или курит трубку, а потом вновь принимается за работу.



Другой проект из этой серии - Sweepers clock или «Часы дворников» - пляж, снятый с птичьего полета. На видео запечатлены люди, которые составляют из мусора стрелки часов.

Следующий проект - Analog digital clock («Аналог электронных часов») - видео, на котором время на электронном циферблате изменяется стараниями небольших, едва различимых человечков, стирающих и рисующих часы и минуты. Этот минифильм можно скачать всего за 0,99 центов для любого аппарата iPhone. Фото Рикарду сада Кошта [Ricardo sa da Costa] «Реальное время» (Real Time) для Бааса - это человеческое время, ведь за мерным ходом часовых и минутных стрелок растрачивается жизнь. С другой стороны,человек может быть хозяином своего времени - как этот чудак в «дедушкиных часах»


Компания Клипсо Юнион, официальный поставщик продукции Clipso в Украину и страны СНГ

Clipso.ua

Запущен обновленный сайт компании "Клипсо Юнион" по адресу clipso.ua. Добро пожаловать!

Вызов замерщика

Вызвать замерщика

Поиск

Экологичность

Согласно экологическим нормам Франции, продукция Clipso практически не содержит вредных веществ и соединений.