г. Киев
пр. Московский 8, офис 316

тел.: (044) 237-18-47
Главная Наши работы Вопрос - Ответ Контакты

От редакции

Работа над этим номером велась после открытия XII Международной биеннале архитектуры в Венеции, так что неудивительно, что большинство материалов так или иначе с ней связаны. Выдающийся проект Учебного центра Rolex в Лозанне не только сыграл свою роль в назначении японки Кадзуо Сейджимы главным куратором биеннале, но и является лучшим выражением предложенной ею для выставки темы - «Люди встречаются в архитектуре». Недаром основная экспозиция в Арсенале открывалась короткометражкой Вима Вендерса, позволяющей взглянуть на это здание глазами населяющих его и одухотворенных им людей. щ

Посвященная 50-летию метаболизма и его современному прочтению, выставка в павильоне Японии показалась нам самой интересной из национальных экспозиций - за исключением, возможно, французской. Последняя, озаглавленная ее куратором, знаменитым французским архитектром Домиником Перро, Metropolis?, была настолько насыщенной и многосоставной!, что мы пока вынуждены ограничиться публикацией проектов, касающихся лишь одного из пяти рассматриваемых крупных городов Франции, а именно Парижа. Нашумевший «парад концепций» Большого Парижа, о котором мы уже неоднократно писала, представляет особый интерес как пример поиска стратегии развития крупного и отягощенного массой проблем исторического города-то есть стадии, пропущенной при разработке нового Генплана Москвы, анализу недостатков которого был посвящен последний номер «Проекта Россия». Ввиду важности этого сюжета, мы намерены достаточно подробно опубликовать наработки всех 10 команд, участвующих в продолжающейся работе над Grand Pari(s). Три из них опубликованы в этом номере ni, а остальные планируется напечатать в следующих.

Большой раздел посвящен также выставке «Хронохаос», подготовленной бюро ОМА и ставшей наиболее широко обсуждаемой на биеннале. На ней Рем Колхаас, свежеиспеченный лауреат «Золотого льва» «за жизненные достижения», представил свое вйдение проблем, связанных с охраной наследия, а по сути - провозгласил начало крестового похода архитекторов за отвоевание ускользающего от них Ш26/27 жизненного пространства. Одним из сильнейших аргументов в пользу необходимости принятия срочных мер в этом направлении служат карты мира, на которых показано «расползание» охраняемых территорий, которые, по подсчетам ОМА, к настоящему моменту охватывают уже 12 процентов поверхности Земного шара. Неважно, что львиная доля этой площади относится к природным заповедникам, в том числе морским - Колхааса тревожит сам факт, что какие-то места оказываются недоступны для свободной реализации творческой воли зодчих. « §•

Поражает прежде всего сам размах амбиций - если уже проект «Залив», показанный на позапрошлой Венецианской биеннале, представлял собой, по словам Сергея Ситара, «художественную апроприацию беспрецедентного в истории масштаба» (см. ПИ 7), а проект «Сила моря» (I1i21) охватывал территорию всей Северной Европы, то теперь Колхаас мыслит уже подлинно глобально. При этом он не скрывает, что размах привлекает его и сам по себе. Одна из панелей выставки посвящена отражению того печального факта, что архитекторы перестали серьезно влиять на судьбы мира - в последние 30 лет ни один из них не удостоился портрета на обложке журнала Time, что раньше случалось нередко. Колхаас, надо полагать, своей обложки дождется. До него с картой мира работал, кажется, только один архитектор - Бакминстер Фуллер (чей портрет украсил обложку Time в 1964 г.), и если брать в расчет вторую половину XX века, только он и может сравниться по влиянию и по смелости мысли с главой ОМА.


В 1954 году Фуллер, вместе с Соджи Садао, создал новую, геометрически правильную карту мира, выправлявшую искажение, благодаря которому Северное полушарие традиционно изображается крупнее Южного и к тому же размещается «наверху» Земного шара. К 1967-му он изобрел «Игру в мир», с помощью которой надеялся обучить человечество справедливо распределять ресурсы в интересах общего блага - и, в конечном счете, каждого человека.

А между этими двумя событиями Фуллер написал ставшую культовой книгу «Руководство пользователя Космического корабля Земля», фрагмент которой помещен в разделе «Тексты». В ней он старается объяснить заинтересованному читателю, что наш мир устроен таким образом, чтобы стимулировать познание, и что если мы достаточно разовьем разум и будем в своих действиях руководствоваться именно им, то Земля даст нам все необходимое для гармоничной жизни. Фуллер призывает архитекторов и планировщиков взять дело в свои руки и идти в освоении мира впереди правительств и политических систем. Тому же принципу следует и Колхаас, но с весьма существенной оговоркой: он боится, что архитектору не остается достаточно места в мире, где уже так много территорий либо застроено, либо охраняется, в то время как Фуллер говорит, что не надо жадничать, потому что ресурсов, на самом деле, хватит на всех.

Свой подход к деятельности архитектора в сложившейся среде демонстрируют японцы. Куратор выставки «Метаболизм Токио» Ко Китаяма обратил внимание на то, что типичная для японской столицы застройка, состоящая из примыкающих почти вплотную друг к другу частных домов, постоянно обновляется - дома сменяют друг друга в среднем каждые 25 лет и при этом эволюционируют, приспосабливаясь как к меняющимся экономическим реалиям (участки дорожающей земли все уменьшаются в размерах, а дома, оставаясь небольшими, тянутся вверх), так и к потребностям каждого следующего поколения. Среди недавних построек выбраны работы Рю Нишидзавыз и Atelier Bow-Wou, демонстрирующие последний тренд: максимальную открытость дома наружу, утоляющую потребность обитателей, для которых дом не только жилище, но и место работы, в человеческом контакте - будь то с соседями или просто с прохожими.

Идею подобия городской среды и жилой ткани, клетки которой постоянно обновляются, впервые артикулировали 50 лет назад японские метаболисты, а вот тему пределов, до которых на самом деле может быть открытым жилье, исследовал примерно в то же время англичанин Рейнер Бэнем в известной статье A Home is not a House, перевод которой впервые публикуется в разделе «Тексты». Возвращаясь же к зданию Ролекс-центра, можно увидеть, что в нем сходятся практически все затронутые темы: взаимопроникновение и взаимоуподобление внутреннего и внешнего, создание среды, способствующей контактам и одновременно развитию разума, бережное отношение к ресурсам и при этом устройство обширных свободных пространств. В гуще гордящегося своими традициями города SANAA смогли построить абсолютно нетрадиционное здание, которое, при его весьма немаленьких размерах, никто не заподозрит в таком отношении к своему архитектурному и природному окружению, которое Колхаас когда-то ярко сформулировал как fuck the context.

Компания Клипсо Юнион, официальный поставщик продукции Clipso в Украину и страны СНГ

Clipso.ua

Запущен обновленный сайт компании "Клипсо Юнион" по адресу clipso.ua. Добро пожаловать!

Вызов замерщика

Вызвать замерщика

Поиск

Экологичность

Согласно экологическим нормам Франции, продукция Clipso практически не содержит вредных веществ и соединений.