г. Киев
пр. Московский 8, офис 316

тел.: (044) 237-18-47
Главная Наши работы Вопрос - Ответ Контакты

Rogers Stirk Harbour + Partners Лондонская школа экономики (LSE)

10 принципов для Большого Парижа

Следуя рекомендациям организаторов проекта GRAND PARI(S), команда, возглавляемая Ричардом Роджерсом и Майком Дэйвисом, делит свою работу на две части. Первая посвящена анализу тех вызовов и проблем, которые стоят перед городами в так называемую посткиотскую эру. То есть в эпоху после подписания Киотского протокола (декабрь 1997 г.), обязывающего и развитые страны и страны, с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов.


В более широком смысле посткиотская эра подразумевает в глобальном масштабе примат устойчивого развития - неистощительной модели хозяйствования и жизнедеятельности, позволяющей стабилизировать пользование благами цивилизации и ресурсами Земли в долгосрочной перспективе.

Основываясь на данных программы Urban Age (Эра городов) Лондонской школы экономики, а также на разнообразной статистике, команда Роджерса делает несколько констатаций.

Городское население в мире постоянно увеличивается. По прогнозам ООН, в 2050 г. три четверти жителей планеты будут сосредоточены в городах.

Пальма первенства в динамике прироста горожан перешла от развитого Севера к развивающемуся Югу: каждый час население Киншасы увеличивается на 55 человек, Дакки на 54, Мумбая на 47, Шанхая на 28, Каира и Манилы на 23... (Самым быстрорастущим мегаполисом в странах Большой восьмерки является Нью-Йорк с показателем +11 чел./час.)

Люди потребляют ресурсов в 1,3 раза больше, чем может позволить наша планета. При этом развитые страны - самым ярким примером в данном случае являются США - расходуют в пять раз больше ресурсов, чем позволяет их территория. Экономический прогресс идет рука об руку с ростом энергопотребления и выбросов парниковых газов.

Поскольку население планеты все активнее концентрируется в городах, те должны играть все большую роль в поиске оптимального баланса между массовым потреблением и ограниченностью природных ресурсов. Нужно вырабатывать такие стили жизни и модели развития, которые, с одной стороны, отвечали бы современным представлениям об экологии, а с другой - могли бы адаптироваться к условиям различных городов. Принимая во внимание вектор сегодняшней урбанизации, именно города развивающихся стран, несмотря на присущие им серьезные социальные проблемы, призваны оказать решающее влияние на будущее состояние планеты.

Далее аналитическая часть работы команды Роджерса раздваивается: города рассматриваются как социальный феномен и как феномен экологический.

А.1) Социальные аспекты урбанизации

Около трети населения Земли проживает в трущобах. Несмотря на то что горожане, как правило, состоятельнее крестьян, города «Третьего мира» сталкиваются в послед нее время с такой же кричащей бедностью, что и деревни. При этом в мегаполисах, особенно развивающихся стран, разрыв в доходах разных страт населения постоянно увеличивается. Выровнять «имущественную пирамиду» жителей городов-вот одна из главных задач, которую ставит ООН.

Далее команда Роджерса наводит зум на шесть мегаполисов, сравнивая ключевые показатели в социальной сфере со средними по их странам. На основе этой выборки можно делать определенные обобщения, хоть каждая констатация и не обходится без исключений (часто их объектом становится Берлин). Так, в крупном, главным образом столичном, городе достаток жителей выше, доступность жилья ниже, а население старше, чем в среднем по стране. Причем в странах с переходной экономикой контраст обычно сильнее - в частности в том, что касается уровня доходов и, соответственно, уровня автомобилизации населения, а также доли занятых в экономике финансов и услуг, составляющих так называемый третичный (терциарный) сектор.

Старые метрополии, такие как Лондон, Париж и Нью-Йорк, демонстрируют определенную общность по отношению к показателям своих стран. Их обитатели в среднем в 1,5 раза богаче соотечественников, у них меньше машин, зато на 13-18% больше возможностей оказаться задействованными в третичном секторе при равных шансах быть моложе 20-ти лет.


А.2) Экология и город

Начиная с эпохи индустриальной революции рост городов неизбежно сопровождался ростом выбросов углекислого газа. К этой проблеме следует подходить с разных сторон - не только с точки зрения распространения «зеленых» технологий, но и с точки зрения выбора урбанистических моделей. Плотный город в этом смысле дает несомненное преимущество, ибо позволяет сместить акцент с автомобиля на другие виды транспорта. «Мобильность, основанная на передвижениях пешком, на велосипеде или общественным транспортом является необходимой предпосылкой для сохранения высокого уровня жизни при минимизации расхода ресурсов»,- считает команда Роджерса.

Для статистического исследования берутся восемь городов - та же шестерка, что и в предыдущем случае, плюс Токио и Копенгаген. Основной вывод следующий: экологическая «успеваемость» этих городов выше, чем в среднем по их странам.

С другой стороны, если сопоставить показатели мегаполисов с индикаторами, установленными Киотским протоколом и другими международными соглашениями (Роджерс не конкретизирует, какими), то ситуация выглядит не так уж радужно. Приводим эти индикаторы:

• Выбросы С02: 3000 кг на чел. в год;

• Потребление энергии: 17500 кВт/ч на чел, в год;

• Продуцирование отходов: 250 кг на чел. в год;

• Потребление воды: 73 тыс. л на чел. в год.

Впрочем, здесь обнаруживаются обнадеживающие исключения: прежде всего Берлин и Копенгаген.

Согласно Роджерсу, это указывает на то, что города в целом не только более экологичны по сравнению со своими нациями, но и вполне способны активно включиться в борьбу за неистощительное пользование ресурсами нашей планеты.

В) Десять принципов развития Большого Парижа

После краткого анализа ситуации в мире команда Ричарда Роджерса обращается к Большому Парижу. Она постулирует десять принципов развития этой метрополии - принципов, которые позволяют и адекватно отреагировать на требования экоустойчивости городов, выдвигаемые в глобальном масштабе, и решить в долгосрочной перспективе социальные и экономические проблемы, стоящие перед французской столицей. Предложения британцев весьма амбициозны. И они признают это. «Большинство наших концепций и идей,- пишет Майк Дэйвис в преамбуле к этой части проекта, - могут показаться спорными, неприемлемыми и завиральными - ввиду вроде бы непреодолимых препятствий, связанных с ценой, политикой, приоритетами в социальной и экономической сфере, трудностями практического и технического характера». Впрочем, Дэйвис сохраняет оптимизм. «История доказала,-заявляет он,- что новые идеи, концепции и парадигмы возникают, выживают, расцветают в мегаполисе, вплетаясь в его жизнь и его ткань. Невозможное часто становится возможным. Невообразимое регулярно превращается в реальность».


В.1) Реструктурировать управление регионом Иль-де-Франс

Административное деление региона Иль-де-Франс, в котором, помимо Парижа, насчитывается 1280 коммун (муниципальных образований), предлагается укрупнить. Это позволит, с одной стороны, упростить и сбалансировать систему управления регионом, в котором сейчас наблюдается явное доминирование двухмиллионной французской столицы, а с другой (в духе политики децентрализации) - создать территориальные образования, отличающиеся или потенциально способные отличаться выраженной идентичностью, которая могла бы быть противопоставлена историческому ядру метрополии.


В.2) Интенсифицировать пространство

Утверждая, что «компактность должна быть "альфой" и "омегой" современного урбанизма», Ричард Роджерс и Ко предлагают ограничить новое строительство в Большом Париже радиусом 12,5 км от исторического ядра. Чтобы избежать «выплескивания» урбанистической ткани за эту черту, применяется давно доказавший свою эффективность метод - устройство зеленого пояса, четко маркирующего границу метрополии.


В.3) Дополнить существующую сеть общественного транспорта

По сравнению с общественным транспортом личные автомобили расходуют в 8 раз больше энергии и производят в 50 раз больше выбросов углекислого газа в расчете на одного пассажира. Более того, они загромождают общественные пространства: улицы, площади, проезды. Становится ясно, какому виду перемещений следует отдать приоритет - конечно же, общественному транспорту. Однако более 70% поездок в пределах парижской метрополии все же осуществляются на автомобиле. И это несмотря на то что, по мнению команды Роджерса, среди всех мегаполисов мира Париж имеет лучшую систему общественного транспорта. Проблема в том, что эта система слишком централизована. Перефразируя известный афоризм, можно сказать, что все дороги Иль-де-Франс ведут в Париж. Поэтому основной акцент в предложении Роджерса и Ко делается на развитии «хордовых» связей.

Предлагается создать три кольца рельсового транспорта: по окружной дороге пустить скоростной трамвай (что уже частично реализуется на практике), срединную зону метрополии окружить поясом экспресс-метрополитена (RER), а периферию - кольцом из железнодорожных и трамвайных веток. Помимо этого планируется соединить деловой квартал Ла-Дефанс с национальной сетью скоростных железных дорог (TGV). Эта связка позволит организовать прямое сообщение между аэропортами Орли и Руасси-Шарль-де-Голь, а также встроить крупнейший бизнес-кластер Франции в систему скоростного транспорта между главными городами страны.

Что же до частных автомобилей, то, конечно, признаются Роджерс и Ко, они будут доминировать еще долго. Для того чтобы это доминирование стало менее назойливым, предлагается активно продвигать компактные «умные» малолитражки, способные самостоятельно регулировать скорость и выбирать оптимальный маршрут, исходя из ситуации на дорогах. Подобная мера, по расчетам специалистов, способна двоекратно снизить нагрузку на улично-дорожную сеть.


В.4) Создать полицентричную метрополию


Для того чтобы сбалансировать структуру метрополии, команда Роджерса предлагает создать систему новых центров в срединной зоне - кластеров плотной смешанной застройки, где будут концентрироваться основные повседневные функции: жилье, места отдыха и приложения труда. В итоге должна сложиться гармоничная система центров, обладающих четкой идентичностью и при этом органично дополняющих друг друга. Не останется в проигрыше и исторический Париж, ведь его «здоровье» зависит не в последнюю очередь и от «здоровья» пригородов.

В.5) Гармонизировать социальную «карту» метрополии

Значительное имущественное расслоение, существующее в метрополии, усугубляется изолированностью районов проживания бедноты. Не вдаваясь в подробности, почему эти районы оказались «выключены» из городской жизни, команда Роджерса заявляет, что сложившаяся ситуация должна быть в корне изменена. Причем это надо делать срочно. «Добавлять, а не заменять» - вот принцип, который следует положить в основу реабилитации неблагополучных кварталов. Их надо наполнить разнообразными функциями и вывести из изоляции, улучшив их связанность с городом.

Вот некоторые меры, которые предлагают Роджерс и Ко:

• Поощрять стабильные сообщества;

• Способствовать установлению долговременных связей между жителями и органами местной власти, всячески поощряя финансово и морально людей, работающих в неблагополучных кварталах: полицейских, учителей, медработников, чиновников и проч.;

• Выделять и поддерживать активных членов сообщества;

• Отдавать приоритет образованию, созданию образцовых учебных заведений, доступных всем и откликающихся на потребности местного сообщества;

• Обеспечивать бесперебойное качественное обслуживание общественным транспортом;

• Поддерживать работодателей на местах, в особенности тех, кто нанимает молодых;

• Активно привлекать в органы поддержания порядка местные кадры;

• Создавать общедоступные местные центры общения и культурные центры;

• Поощрять общение между разными поколениями;

• Создавать качественные общественные пространства;

• Создавать качественную архитектуру;

• Содержать старые постройки в хорошем состоянии;

• Смешивать «элитную» и общедоступную застройку;

• Уважать представителей всех национальностей и вероисповеданий;

• Сообщать изменениям к лучшему наглядный и предметный характер.


В.6) Уравновесить региональную экономику

Отмечая перекос в развитии отраслей экономики с высокой прибавочной стоимостью в сторону центра и запада агломерации, Роджерс со товарищи заявляют, что ключевыми факторами сбалансированного успешного развития в наши дни являются образование, благополучная демография, качество жизни, диверсифицированная экономика, инновативная среда, малые и средние предприятия, наличие отраслей экономики будущего и доступность. Всем этим факторам британская команда дает краткие характеристики.

Образование. Система среднего и высшего образования должна в первую очередь быть общедоступной и обеспечивать эффективную работу «социальных лифтов».

Она также призвана быть гибкой - чтобы чутко реагировать на вызовы быстро меняющегося мира.

Благополучная демография. Мигранты способствуют построению мультикультурного, открытого и терпимого общества. Эти три качества сами по себе обеспечивают благоприятную почву для различных инноваций. В частности, надо всячески стремиться увеличивать приток иностранных ученых и студентов, укрепляя, таким образом, связь мегаполиса с глобальной экономикой.

Качество жизни. Качество жизни все более и более рассматривается как важнейший ресурс в глобальной конкуренции городов. У Большого Парижа есть три козыря: наследие, культура и активная городская жизнь. Впрочем, метрополии присущи и некоторые слабости - недостаточно развитая система общественного транспорта в пригородах, социальная и этническая сегрегация, сильное имущественное расслоение, особенно на периферии.

Диверсифицированная экономика. Экономика метрополии весьма диверсифицирована. Однако у нее есть слабость - сектора с высокой прибавочной стоимостью концентрируются главным образом на западе. Налицо определенный территориальный дисбаланс.

Инновативная среда. Инновация является двигателем экономики в долговременной перспективе. Для инновации наиболее благоприятна среда плотных, активных и разнообразных социальных контактов. В том числе и на периферии, чем пока не может похвастаться Большой Париж.

Малые и средние предприятия. Местные власти должны всячески поддерживать и продвигать малые и средние предприятия, способные к инновации. Важно формировать кластеры инновационной экономики - технопарки с гибкой планировкой и структурой.

Отрасли экономики будущего. С точки зрения географии Париж прекрасно расположен, чтобы развивать отрасли «зеленой» экономики - новую энергетику и экотек. Эти сектора в будущем могут обеспечить устойчивый рост. Например, создание новых экологичных видов транспорта-скажем, электромобилей.

Доступность. Транспортная инфраструктура-вот наиглавнейший приоритет. Нельзя недооценивать роль города как места свободного доступа к самым разнообразным функциям и территориям. Мультимодальные транспортные системы должны активно развиваться - особенно на окраинах. Также следует активно развивать оптико-волоконную связь. Без интернета нет экономики будущего.

В.7) Преодолеть физические барьеры/p>

В то время как ткань исторического ядра метрополии отличается высокой степенью непрерывности и связности, на периферии существует множество физических барьеров, способствующих появлению изолированных от остального города кварталов, которые чаще всего становятся гетто для бедноты. Физические барьеры, обусловленные наличием крупных объектов транспортной инфраструктуры, таких, как опоясывающая Париж автодорога или ветки железных дорог, не дают примыкающим к ним районам нормально развиваться.

На эти районы не распространяется тот синергетический эффект, который возникает вследствие взаимодействия разных социальных и экономических агентов в плотной и разнообразной городской среде.

Команда Роджерса предлагает ликвидировать «шрамы» нателе метрополии: перекрыть и окружную автодорогу, и ветки железных дорог многоэтажными мегаструктурами. Авторы проекта называют их «арматурой метрополии».

«Стержни» этой «арматуры» представляют собой линейные парки-длинные полосы так называемого перформативного ландшафта, то есть зеленых зон, которые выполняют не только рекреационные, но и «инфраструктурные» функции: служат, в данном случае, для размещения солнечных батарей и ветровых электрогенераторов. Интенсификация пространства существующего города (см. принцип 2) происходит двояким способом. Во-первых, под линейными парками создаются многоуровневые подземные комплексы, где размещаются мультимодальные пересадочные узлы, логистические центры, мусороперерабатывающие заводы и проч. Во-вторых, оживляется развитие пограничных территорий. Если раньше их активная застройка была практически невозможна и из-за санитарных норм, и просто в силу малой привлекательности примагистральных участков, то теперь эти зоны оказываются рядом с парком - здесь выгодно любое, в том числе и высотное, строительство.


В.8) Связать мегаполис с природой

Дальняя периферия метрополии представляет собой сельский природный ландшафт. В историческом же ядре наблюдается нехватка зелени. Для того, чтобы связать город с его естественным окружением, команда Роджерса предлагает ряд действенных мер:

• Создать зеленый пояс, препятствующий наступлению городской застройки на сельский ландшафт (см. с. 71);

• Проложить экологические коридоры, в том числе и посредством строительства линейных парков над железнодорожными путями, обеспечивающие непрерывность биосферы и, как следствие, поддерживающие биологическое разнообразие в регионе;

• Высадить миллион деревьев (это очень напоминает PlaNYC) в зоне звуковой тени аэропорта Руасси-Шарль-де-Голль;

• Создать развитую систему пешеходных и велосипедных дорог;

• Превратить крыши Парижа в зеленый ковер площадью около 400 кв. км. Зеленые крыши не только экологичны, они также служат хорошим утеплителем и эффективным средством поглощения дождевой и талой воды.


В.9) Сократить отрицательное влияние на экологию

Роджерс и Ко предлагают выработать новый подход к потреблению и про- Grand Pari(s) изводству, который они называют «метаболическим» - функционирование 78 метрополии должно быть основано на самозамкнутом обмене веществ. 79

В плане энергоэффективности следует двигаться параллельно в двух направлениях: разнообразить предложение и сокращать спрос. Первое подразумевает безусловный приоритет когенерации (то есть одновременной выработки электричества и тепла) и децентрализованной малой энергетики с применением солнечных батарей и ветровых генераторов. Второе - повышение энергоэффективности застройки: не только новых, но и старых домов.


В.10) Поощрять качественные проекты

Современный мегаполис не может конкурировать за инвестиции и приток квалифицированных кадров без грамотно выстроенной системы общественных пространств. Именно качественные общественные пространства формируют чувство привязанности к тому или иному месту, ощущение принадлежности к «правильному» обществу. Такие пространства создаются посредством реализации множества точечных проектов, в которых участвуют архитекторы, художники, ландшафтники, инженеры, экологи и просто граждане. Команда Роджерса предлагает выбрать для благоустроительных мероприятий 1000 мест, разбросанных по всей территории агломерации. «Идея, - заявляют британцы, - не столько в том, чтобы придумывать объекты, образующие композицию города, сколько в том, чтобы создавать пространства и городскую ткань, связывающую их между собой, нас с ними и друг с другом».


Компания Клипсо Юнион, официальный поставщик продукции Clipso в Украину и страны СНГ

Clipso.ua

Запущен обновленный сайт компании "Клипсо Юнион" по адресу clipso.ua. Добро пожаловать!

Вызов замерщика

Вызвать замерщика

Поиск

Экологичность

Согласно экологическим нормам Франции, продукция Clipso практически не содержит вредных веществ и соединений.